Тодышев М.А., Цивилев С.В.

28 мая 2018 года ВРИО Губернатора Кемеровской области Цивилёв С.Е. провел встречу с почетным членом Совета старейшин шорского народа, экспертом по правам коренных народов Тодышевым М.А.

Встреча была назначена Цивилёвым С.Е. по итогам ознакомительной поездки Главы Кемеровкой области по Таштагольскому району 19 мая 2018 года и знакомства с лидерами общественных организаций шорцев Таштагольского района.

Во встрече таже принимали участие руководитель Аппарата — заместитель Губернатора Кемеровской области Пахомова Е.А. и заместитель начальника Департамента культуры и национальной политики Кемеровской области Акимова Т.А.

Михаил Тодышев представил Сергею Евгеньевичу информацию о проводимой Советом старейшин шорского народа последние два года работе по следующим направлениям:

о проблемах реализации шорцами права на осуществление традиционной охоты в целях удовлетворения личных нужд. Главе региона переданы решения Совета старейшин шорского народа и материалы переписки с Департаментом по охране объектов животного мира Кемеровской области за период с января 2017 года по февраль 2018 года. Руководство Департамента отказывается вносить в охотничьи билеты шорским охотникам специальную отметку по причине, что в правительственный Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности шорцев и телеутов включены только населенные пункты. В своих ответах Департамент сообщает, что коренные народы будут осуществлять охоту на общих основаниях до тех пор, пока в указанный Перечень не будут включены охотничьи угодья или «места традиционной хозяйственной деятельности», находящиеся в границах муниципальных образований. Цивилёву передано обращение Совета старейшин с просьбой дать соответствующее поручение Департаменту выполнить требования федерального законодательства в части внесения в охотничьи билеты охотникам из числа шорцев и телеутов специальной отметки о праве осуществления традиционной охоты свободно (без каких-либо разрешений); ежегодного утверждения квот и лимитов добычи лимитируемых охотничьих ресурсов для целей удовлетворения личных нужд шорцев и телеутов и внесения изменений в Схему закрепленных угодий Кемеровской области.

о внесении изменений в Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности шорцев и телеутов. Этот вопрос связан с с проблемами традиционной охоты. В связи с тем, что в Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 года № 631-р, в разделе «Кемеровская область» включены только населенные пункты, Департамент по охране объектов животного мира Кемеровской области отказывает шорцам и телеутам в осуществлении «традиционной охоты». В то же время Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области, являющийся уполномоченным органом исполнительной власти Кемеровской области в сфере защиты прав коренных малочисленных народов, высказывается против предложения включить в указанный Перечень территории в границах муниципальных образований. При этом руководство Департамента утверждает, что в случае включения в Перечень муниципальных образований «автоматически запрещается осуществление хозяйственно-производственной деятельности, что приводит к снижению налогооблагаемой базы!». Михаил Тодышев обратил внимание Цивилева С.Е. на абсурдность данного утверждения, не имеющего под собой никаких правовых оснований. В качестве примера приведен Новокузнецкий городской округ, включенный в указанный Перечень в 2009 году. За прошедший период в Новокузнецке никаких ограничений хозяйственной и производственной деятельности не осуществлялось и не будет осуществляться. Цивилёву С.Е. переданы материалы переписки по этому вопросу и обращение Совета старейшин шорского народа с просьбой направить в Правительство РФ предложение о внесении изменений в Перечнь мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности шорцев и телеутов в части включения в раздел «Кемеровская область» территорий в границах муниципальных образований взамен перечня населенных пунктов;

о территории традиционного природопользования «Шория». Цивилёву С.Е. переданы материалы по территории традиционного природопользования «Шория» (далее - ТТП) , об образовании которой Совет старейшин шорского народа направил несколько обращений Губернатору Кемеровской области Тулееву А.Г. 2 февраля 2018 года в Таштаголе состоялось расширенное заседание Совета старейшин с участием представителей четырех департаментов Кемеровской области, по итогам которого принято решение об образовании Рабочей группы по ТТП. Соответствующее обращение направлено на имя Губернатора Кемеровской области. Прошло три месяца. Рабочая группа не образована. Цивилеву С.Е. передано обращение с просьбой своим решением создать указанную Рабочую группу, которая могла бы приступить к разработке проекта Положения о ТТП и согласованию границ. Сергей Евгеньевич попросил представить информацию о населенных пунктах и количестве проживающих в них жителей, планируемых к включению в границы образуемой ТТП. Также поинтересовался каким образом правовой режим ТТП может сказаться на них и на хозяйствующих субъектах. Тодышев пояснил, что правовой режим будет установлен Положением о ТТП, разработкой которого должна заниматься Рабочая группа, а утверждать будет Губернатор Кемеровской области. Правовой режим направлен на защиту традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов и представителей иных этнических общностей, проживающих рядом с коренными народами, и осуществляющих такие же виды традиционной хозяйственной деятельности. Если правовой режим ООПТ (национальные парки и заповедники) предусматривает запреты и органичения на осуществление хозяйственной деятельности, то правовой режим ТТП будет предусматривать только ограничения. Степень этих ограничений будет регламентирована Положением о ТТП. Т.е. в случае необходимости разработки полезных ископаемых в границах образованной ТТП инвестор будет обязан согласовывать условия осуществления такой хозяйственной деятельности с субъектами права традиционного природопользования (коренные народы и местные жители), а также с органами местного самоуправления. При нанесении ущерба промышленная компания обязана выплачивать соответствующие компенсации в рамках двух- или трех-сторонних соглашений;

В заключение встречи Михаил Тодышев обратил внимание Главы региона на многочисленные факты нарушения прав шорцев и телеутов, закрепленных в федеральных законах. Анализ этих нарушений позволяет сделать вывод, что в Кемеровской области не выполняются федеральные законы о правах коренных малочисленных народов. По мнению Михаила Тодышева это происходит по причине невыполнения исполнительными органами власти Кемеровской области ряда полномочий, вытекающих из федеральных законов о правах коренных народов. Цивилёв С.Е. ответил, что эти функции выполняет Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области. Да, согласился Тодышев М.А., Департамент есть, только вот полномочий у него по коренным малочисленным народам маловато, можно сказать всего четыре. В то время как в одиннадцати федеральных законах таких полномочий наберется более тридцати. К примеру, Федеральный закон 184-ФЗ «Об общих принципах организации деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в статье 26.3 содержит полномочие по «организации и обеспечению защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов». Ни одно из структурных подразделений Администрации Кемеровской области не содержит в своих положениях этого полномочия. Поэтому в Кузбассе никто из органов власти не занимается вопросами защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни. В Положении о Департаменте культуры и национальной политики Кемеровской области нет даже полномочия по «сохранению и развитию родных языков коренных малочисленных народов». Этого полномочия нет и у Департамента образования Кемеровской области. Равно как полономочий по обеспечению осуществления «традиционной охоты» коренными малочисленными народами, по проставлению в охотничьих билетах специальной отметки и ежегодного утвреждения лимитов на добычу лимитируемых охотничьих ресурсов в целях удовлетворения личных нужд нет ни у Департамента культуры и национальной политики Кемеровской области, ни у Департамента по охране объектов животного мира Кемеровской области.

На вопрос Пахомовой Е.А. «Не хотите ли вы создать новый департамент?» Тодышев М.А. ответил, что новый департамент для этого создавать не обязательно. Но самостоятельное структурное подразделение по делам коренных малочисленных народов (комитет или управление) с полным набором полномочий в сфере прав коренных малочисленных народов, вытекающих из федеральных законов, создавать необходимо. В этом случае ответственные сотрудники будут ежедневно заниматься решением насущных проблем шорцев и телеутов и количество фактов нарушений их прав существенно снизится. В качестве примера Тодышев М.А. передал Цивилёву С.Е. положения о Департаменте по делам коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа, Управления по делам коренных малочисленных народов Севера Эвенкийского муниципального района и Агентства по развитию северных территорий и делам коренных малочисленных народов Севера Красноярского края, содержащих от 25-ти до 30-ти полномочий по вопросам коренных малочисленных народов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь