Из сборника " Шорский фольклор". Дыренкова Н.П.  Издательство Академии наук СССР. Москва.1940. Ленинград

Текст 89   (Род Кызай, ул. Усть-Кобырсу, верховье р. Мрассу)

Alabei -  по одним рассказам был предком рода Кобый, по другим предком рода Кызай.

tebir qujaq — железный панцырь, кольчуга.

Как в легендах, так и в героическом эпосе, постоянно упоминается tebir qujaq. О куяках же говорится  и во многих исторических памятниках XVII и XVIII вв. томские казаки в 1700 г. сообщали начальству: «Араптана контайши люди киргизы, телеуты, черные калмыки нападают на Томский уезд  тысячи по 3 и болши и менши с ружьем, с пищалми, с копьи и с сайдами и с сабли, в пансырях и куяках и иных воинских доспехах» (Памятники Сибирской истории XVIII в., кн. V, 1882, стр. 2). О том, что коренное население северного Алтая умело выделывать оружие из железа и являлось поставщиком этого оружия, имеется ряд указаний. Еще на рубеже. XVI — XVII вв. (1604 г.) томский князец указывал московскому царю на то, «в Томской вершине живут 200 человек кузнецов, а делают доспехи  и железца стрельные и котлы выковывают» (Оглоблин. Обозрение столбцов и книг Сибирского приказа, ч. III, стр. 214).

Кузнецкие люди были принуждены снабжать киргизов и калмыков некоторыми видами оружия, в том числе и куяками. Так, в акте от 1714 г. говорится: «В прошлом в 1713 г. во всех ясашных волостях с ясачных татар велел он Манзу готовить на контайшу алман всякому человеку по 30 полиц, куяшных да по 30 стрельных железков, по 2 горшка железных по наковалну, по 2 молота, да по клещам» (Памятники Сибирской истории XVIII в., кн. II, стр. 319). Русское правительство прекрасно учитывало всю опасность такого снабжения, с другой стороны оно не прочь было само воспользоваться подобного рода оружием. Из Кузнецкого острога сообщали начальству: «Колмацкие люди опричь кузнецкие земли никакого оружия купити не добыть негде» (Сборник Хилкова, стр. 192).

А в наказе воеводе Евдокиму Баскакову 1662 г. предписывалось: «Кузнецких и ясачных людей всех привесть под государеву царскую руку и ясак имати на государя соболми и всякую мягкую рухлядью, и шеломами и рогатинами и саблями, кому чем мочно ясак государю давать; а колмацким бы людем отнюдь ясаку давать не велеть и с колмацкими людми торговати им опричь соболей, железом, шеломами и панцырями и рогатинами и саблями не велети» (Сборник Хилкова, стр. 194).......

Исторические известия и остатки рудных разработок говорят о добыче и обработке руды, широко практиковавшихся в прошлом в кузнецкой тайге. Так, в сибирских летописях, в актах и, донесениях XVII и XVIII вв. указывается: «Вверх Томи же реки острог Кузнецкпй, тамо варят железо, ягелезо же земли тоя добро» (А. Попов. Изборник славянских и русских сочинений и статей, внесенных в хронографы рус-ской  редакции. М., 1769. стр. 403). «Пленный поляк, возвращенный из Кузнецка поведаши ми чудеса об обилии железа доброго у оных людей, кои постоянно  и искони недаром добыли себе это имя и зовутся Кузнецы. Он рассказывал яко тамо живут некие пугливые и странные люди народа татарского, Кондобская и иные некие орды. Копают железо и куют железные горны,  котлы, меденики, малые и великие. Како коли кто запросит, хотя бы по величине самую большую кадь, а куют за малу цену: дай ему ячменя, мех и он тебе даст тебе железен горн или меденник. А железо оно есть предодобро» (Русское государство в половине XVII в. рукопись времен царя Алексея Михайловича, открыл и издал Бессонов, М., 1860, стр. 60).

Железо с кузнецкого Алатау шло в уплату дани киргизам п калмыкам «а теми кузнецкими людьми всеми, говорится в донесении, владеют колмацкие люди, ясак с них емлют соболями и железом всяким деланным» (Сборник Хилкова, стр. 191)

Посланцы русского царя также забирали в ясак железные изделия. В донесениях сообщается: «На 148 год кузнецкого уезду с ясачных людей за двадцать за девять соболей лук телеской, шапка, да двадцать один таган железный и оставлены в кузнецком остроге» (Акты исторические, т.III,  № 216, стр.374).

 Способ выплавки руды был и оставался до_конца XVII и половины XVIII в., времени полного прекращения добычи железа, крайне примитивным: «кузнецы же словут, потому что ясачные люди государски также живут по берегу Томи реки и иных тамошних рек, трех терсий камени берут и жгут, плавят железо и куют вместо наковальни на камени жгут а железо то кузнецкое и уклад велми добр и мягко железо  аки свинец» (А. Титов, Сибирь в XVII веке, стр. 76, также: Сибирские летописи. Описание Сибири. Изд. Арх. Комиссии, 1907, Ш 382). См. о примитивном способе обработки железа: (на р. Кондоме)—Gmelin. Reise durch Sibirien, Gottingen, 1751, т. I, стр 286; (на p. Томи) — Георги (1799), ук. стр. 163. Кузнечество существовало у шорцев на ряду с охотой и мотыжным земледелием. См. Георги: «Промыслы их состоят в скотоводстве звериной ловле, плавлении железа и землепашестве» (стр. 162): Риттер: «Главный промысел их был звероловство и плавка железа» (по рук. Платутина, 1745 г., стр. 486).