Обращение к Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Совету Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации по случаю годовщины принятия Декларации о правах коренных народов

13 сентября 2007 года войдет в историю мирового сообщества как важнейший этап признания прав коренных народов мира, когда Организация Объединенных Наций приняла Декларацию о правах коренных народов, как  новый международный стандарт, к достижению которого надлежит стремиться всем государствам, признающим цели и принципы Устава Организации Объединенных Наций.

В соответствии с международным правом декларация не является юридически обязательным для государств документом. Однако ее принятие Генеральной Ассамблеей ООН придает этому документу статус вновь установленной нормы международного права. Декларация, принятая высшим органом Организации Объединенных Наций, обладает большой моральной силой в отношении деятельности государств в сфере их международных отношений.  Положения Декларации рассматриваются в качестве декларируемых принципов, широко принятых в рамках международного сообщества.  В случае проявления доброй политической воли руководством государства, положения Декларации ООН о правах коренных народов полностью (как это сделано сегодня в Боливии) или в части, не противоречащей национальному законодательству (как это может быть в России), признаются в качестве юридически обязательных к исполнению на основе национального закона.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 69) «Российская Федерация гарантирует права коренным малочисленным народам в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации».

Главной ответственностью государств, членов ООН, признающих положения Устава ООН, является обязательство защищать, поощрять и обеспечивать соблюдение прав человека, включая права человека и основные свободы коренных народов.  Государства должны обеспечивать многие права человека для всех людей, проживающих на их территории, которыми в полной мере могут пользоваться коренные народы коллективно и индивидуально (ст. 1),  но в то же время коренным народам государства предоставляют дополнительные права, определенные в данной Декларации.  Государства обязаны обеспечить соблюдение прав коренных народов как путем предоставления эффективных средств правовой защиты, так и путем предотвращения нарушений прав человека.

«Государства в консультации и сотрудничестве с соответствующими коренными народами принимают действенные меры и эффективные механизмы правовой защиты...». Такую формулировку можно встретить более чем в 18 статьях Декларации (ст. ст. 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 19, 21, 22, 26, 27, 29, 30, 31, 32, 36, 38) .

Среди наиболее важных положений Декларации отметим:

— право коренных народов на самоопределение (ст. 3, 4);

Статья 3 слово в слово повторяет положения части 1 статьи 1 международных пактов о правах человека. Статья 4 говорит о возможных формах реализации коренными народами права на самоопределение – автономию или самоуправление в вопросах, относящихся к их внутренним и местным делам, а также путям и средствам финансирования их автономных функций.

-  право коренных народов на землю, территории и природные  ресурсы (ст.ст. 25-29);

Данное право тесно связано с правом коренных народов  на самоопределение, в соответствии с которым ни один народ не может быть лишен средств к существованию (часть 2 статьи 1 международных пактов о правах человека).

Декларация провозглашает, что коренные народы имеют право:

— поддерживать и укреплять свою особую духовную связь с традиционно принадлежащими им или иным образом занятыми или используемыми ими землями, территориями, водами и морскими прибрежными водами, а также другими ресурсами и нести свою ответственность перед будущими поколениями в этом отношении (ст. 25);

— использовать, осваивать и контролировать земли, территории и ресурсы, которыми они обладают в силу традиционного владения или другого традиционного занятия или использования, а также те которые они приобрели  иным образом (ст. 26 п.1);

— на возмещение в виде компенсаций (включая реституцию) за земли, территории и ресурсы, конфискованные, отчужденные занятые или использованные или которым был нанесен ущерб без их свободного, предварительного и осознанного согласия (ст. 28);

— на сохранение и охрану окружающей среды и производительной способности их земель, территорий и ресурсов(ст.29).

Декларация провозглашает принцип свободного, предварительного и осознанного согласия коренных народов (ст.ст. 10, 11, 19, 28, 30, 32).

В соответствии с данным принципом коренные народы не подлежат принудительному удалению со своих земель или территорий. Никакое перемещение не осуществляется без свободного, предварительного и осознанного согласия соответствующих коренных народов и производится после заключения соглашения, предусматривающего справедливую и честную компенсацию и, где это возможно, вариант возвращения (ст. 10).

Государства добросовестно консультируются и сотрудничают с соответствующими коренными народами через их представительные институты с целью заручиться их свободным и осознанным согласием до утверждения любого проекта, затрагивающего их земли или территории и другие ресурсы, особенно в связи с освоением, использованием или разработкой полезных ископаемых, водных или других ресурсов (ст. 32).  Посредством данного эффективного механизма коренным народам должно быть гарантировано право определять приоритеты и разрабатывать стратегии освоения или использования своих земель или территорий и других ресурсов.

Российская Федерация и коренные малочисленные народы России могут с гордостью заявить, что в законодательстве Российской Федерации уже отражено большинство положений Декларации о правах коренных народов. Положениям Декларации соответствуют также принципы, цели и задачи принятой в 2009 г. Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Но, несмотря на принимаемые меры по улучшению положения коренных малочисленных народов, мы вынуждены обратить внимание высших органов власти Российской Федерации, что положение коренных малочисленных народов России продолжает ухудшаться. Причиной этого является непоследовательное, с нашей точки зрения, реформирование законодательства, которое,  создавая условия  для экономического развития страны на основе  приватизации природных ресурсов и их практически неограниченного хозяйственного использования, не учитывает признанные международным сообществом принципы и нормы в области прав коренных малочисленных народов, продекларированные в Конституции и законах Российской Федерации.

На практике это  ведет к умалению прав коренных малочисленных народов России. В результате  одностороннего реформирования законодательства и возникающих правовых коллизий коренные народы лишаются своих исконных охотничьих, рыболовных угодий, пастбищ и других традиционных природных ресурсов, являющихся основой их жизнеобеспечения.  Почти все коренные малочисленные народы, ведущие традиционный образ жизни, постепенно становятся «браконьерами» на родной земле. Создавшаяся ситуация бесправия и невозможности реализации законных прав ведет к  обнищанию коренного населения. Недостатки в сфере социального и медицинского обслуживания сельского коренного населения в местах его традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности ведут к его деградации, потере физического и психического здоровья, в том числе, и к  алкоголизации, которая приобретает зловещие масштабы: суициды становятся чуть ли не нормой в поселениях коренных малочисленных народов.

Мы призываем высшие органы государственной власти Российской Федерации, Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации обратить пристальное внимание на необходимость приведения в соответствие принятых в последние годы и  разрабатываемых правовых нормативных актов Российской Федерации, концепций и стратегий социального и экономического развития с общепризнанными принципами и нормами международного права в области прав коренных малочисленных народов согласно Конституции Российской Федерации.

Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации призывает  также высшие органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обеспечить реальное участие уполномоченных представителей коренных малочисленных народов России в подготовке и принятии решений по вопросам защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов.

Коренные малочисленные народы России вправе рассчитывать на соблюдение своих прав  в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Декларация о правах коренных народов, принятая 13 сентября 2007 г. Генеральной Ассамблеей ООН,  является закономерным развитием международных договоров Российской Федерации о правах человека, индивидуальных и коллективных, тем стандартом, к достижению которого надлежит стремиться России, являющейся членом ООН и признающей цели и принципы Устава Организации Объединенных Наций

Руководство Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации

Если Вы нашли ошибку, выделите ее и нажатие Shift + Enter или нажми здесь, чтобы сообщить нам.