28 апреля Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов провел парламентские слушания «О состоянии и проблемах правового регулирования традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

Как подчеркнул, открывая парламентские слушания, председатель Комитета СФ по делам Севера и малочисленных народов Александр Матвеев, на обсуждение вынесена важная проблема, требующая законодательного решения. В последние годы обострилась ситуация с обеспечением прав коренных малочисленных народов на осуществление традиционной хозяйственной деятельности. Ее острота не снижается, несмотря на принятые законы. Об этом свидетельствует анализ правоприменительной практики, проводимый комитетом, обращения представителей коренных малочисленных народов и их объединений в органы государственной власти Российской Федерации, изучение положения дел в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности этих народов, публикации в средствах массовой информации, отметил сенатор.

В Российской Федерации действуют три специальных федеральных закона о правах коренных малочисленных народов, отдельные нормы в Налоговом, Земельном, Лесном и Водном кодексах и отраслевых федеральных законах, нормативные правовые акты правительства Российской Федерации, которые создают определенную правовую основу для защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов, обеспечения их традиционной хозяйственной деятельности. В то же время, правовое регулирование общественных отношений с участием коренных малочисленных народов остается недостаточным, указал А. Матвеев, поскольку в законодательстве содержится значительное количество пробелов и коллизий.

Положение в значительной степени осложняется тем, что в отраслях природопользования широко внедряются элементы рыночных экономических отношений, считает сенатор. Речь идет о платности использования природных ресурсов, аукционном или конкурсном распределении земельных, лесных, рыбопромысловых участков и охотничьих угодий, квот и разрешений на добычу или заготовку тех или иных видов природных ресурсов и т.д.

В связи с этим в природоресурсное законодательство и правоприменительную практику внесены и продолжают вноситься изменения, в которых не учитываются или недостаточно учитываются права коренных малочисленных народов, которыми они раньше пользовались, и особенности их традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности, подчеркнул глава комитета.

В результате, продолжил А. Матвеев, в правовом регулировании традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов появилось немало проблем, вызванных противоречиями и несоответствиями положений природоресурсного законодательства и законодательства о коренных малочисленных народах.

Так, привел пример сенатор, положения Лесного кодекса Российской Федерации о получении права пользования лесными участками только на основе аренды по итогам аукционов стали препятствием для возможности заниматься северным оленеводством, заготовкой коренными малочисленными народами и их объединениями пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений. Крайне высоки в ряде территорий размеры ставок платы за использование лесных площадей для целей оленеводства.

Длительное время не решается вопрос о предоставлении коренным малочисленным народам и их общинам права безвозмездно пользоваться земельными участками для традиционной хозяйственной деятельности.

С 2008 года вступили в силу изменения в федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», которыми, по мнению А. Матвеева, была фактически разрушена действующая ранее система организации рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов. В том числе отменено внеконкурсное предоставление этим народам и их объединениям рыбопромысловых участков. А в федеральном законе «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятом в 2009 году, отсутствуют реальные механизмы осуществления охоты в этих же целях. По убеждению А. Матвеева, требует неотложных мер государственной поддержки и положение в северном оленеводстве, но эти предложения до настоящего времени не принимаются. В связи с упразднением в 2007 году «Правил охраны и промысла морских млекопитающих» вопросы их охраны и среды обитания не регулируется законодательством о рыболовстве, возникает реальная угроза существования популяции морских млекопитающих.

Ситуация усугубляется фактическим бездействием в течение десяти лет федерального закона «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», из-за отсутствия механизмов реализации которого не образовано ни одной территории традиционного природопользования федерального значения.

В целях исправления сложившегося положения ведется разработка проектов федеральных законов профильными министерствам и ведомствами, три законопроекта внесены в Государственную Думу Советом Федерации и депутатами Государственной Думы, проводятся регулярные обсуждения названных проблем в Минрегионразвития РФ. Однако, считает А. Матвеев, из-за отсутствия единых концептуальных подходов по многим направлениям правового регулирования традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов такие законопроекты не согласовываются, длительное время не рассматриваются и не принимаются.

По мнению сенатора, концептуальные подходы регулирования традиционной хозяйственной деятельности должны быть определены на уровне основных субъектов законодательной деятельности. В том числе необходимо определить место общин и других объединений коренных малочисленных народов в традиционной хозяйственной деятельности. Без решения этих и ряда других вопросов невозможно эффективно решать проблемы правового регулирования традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов.

Директор Департамента межнациональных отношений Министерство регионального развития Российской Федерации Александр Журавский в своем докладе отметил, что благоприятные условия для нормативно-правового обеспечения устойчивого развития коренных малочисленных народов создало утверждение правительством Российской Федерации Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации в 2009—2011 годах. В то же время он согласился с А. Матвеевым в оценке существующего законодательства как коллизионного, имеющего много противоречий и взаимоисключений. А. Журавский также указал на несогласованность действий федерального центра и регионов, разработанные профильными министерствами и ведомствами РФ методики регионы не используют, а порой и не рассматривают как эффективные инструменты решения названных проблем.

А. Журавский считает, что вместо не работающего в течение десяти лет федерального закона «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», следует принять новый закон с действующими механизмами его реализации.

В парламентских слушаниях приняли участие парламентарии северных субъектов Российской Федерации. В частности, с докладом выступил председатель законодательного собрания Ямало-Ненецкого автономного округа, президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ Сергей Харючи. Он отметил, что, несмотря на названные в ходе дискуссии актуальные проблемы законодательства, ряд субъектов Российской Федерации сумел продвинуться в их решении. В частности, С. Харючи привел в пример законы, которые приняты региональными парламентами Республики Саха (Якутия), Хабаровского края, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, других субъектов РФ и достаточно эффективно работают в названных территориях. Их законотворческий опыт докладчик назвал уникальным и заслуживающим внимания федеральных законодателей. В частности, на Ямале действует девять законов, направленных непосредственно на защиту интересов коренных малочисленных народов, в которых регламентируются правовые основы их жизнедеятельности. Помимо этого, отдельные нормы содержатся в более чем тридцати законах автономного округа.

С. Харючи считает, что федеральное и региональное законодательство, регламентирующее деятельность в сфере обеспечения прав коренных малочисленных народов Севера, требует исключения пробелов в правовом регулировании статуса и основополагающих принципов жизнедеятельности, незамедлительного принятия новых законов и иных правовых актов, а также внесения необходимых изменений и дополнений в существующие нормативные акты.

Действующее федеральное законодательство, предусматривающее право пользования любыми природными ресурсами на основании результатов конкурсов и аукционов, не учитывает особых прав коренных народов, установленных нормами федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», заявил парламентарий. Особенно остро это затрагивает область землепользования и использования объектов для охоты и рыболовства, и практически сводит к нулю предусмотренные законодательством привилегии при осуществлении традиционного природопользования. «Федеральный закон необходимо дополнить положениями о совершенствовании порядка образования территорий традиционного природопользования, а также ускорить разработку и принятие подзаконных нормативных правовых актов», – считает С. Харючи.

В обсуждении прозвучавших докладов приняли участие представители федеральных и региональных органов государственной власти, общин и объединений коренных малочисленных народов, научного сообщества.

Выступающие отмечали, что традиционная хозяйственная деятельность коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации является основой их жизнеобеспечения, оказывает существенное влияние на традиционный образ жизни, культурную самобытность и возможность сохранения и развития родных языков этих народов.

Учитывая, что многие общины обеспечивают жизнедеятельность и занятость коренных малочисленных народов и фактически являются градообразующими предприятиями, необходимо определить меры их государственной поддержки и развития, подчеркивалось во время дискуссии. В том числе предлагалось рассмотреть вопросы законодательного регулирования предпринимательской деятельности общин, возможности распространения на них мер государственной поддержки, оказываемой сельскохозяйственным товаропроизводителям, а также предприятиям и организациям малого и среднего предпринимательства.

Участники парламентских слушаний приняли рекомендации в адрес федерального собрания и правительства РФ, а также региональных органов государственной власти.

Информационный центр АКМНСС и ДВ РФ. Источник: Пресс-служба Совета Федерации