Первого октября 2019 года в администрации Кемеровской области        (г. Кемерово) состоится совещание Совета представителей коренных малочисленных народов Кемеровской области, в повестку дня которого, в том числе, включены вопросы внесения изменений в раздел «Кемеровская область» Перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности (мест ТП и ТХД) коренных малочисленных народов РФ, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 08.05.2009 г. № 631-р в части включения территорий в границах муниципальных образований взамен перечня населенных пунктов и образования территорий традиционного природопользования (ТТП) на территории Кемеровской области. (Повестка дня заседания Совета_01.10.19)
Необходимо отметить, что это значимый результат работы Совета старейшин шорского народа, начиная с января 2017 года по сегодняшний день. Все решения, обращения, направляемые в органы власти, материалы переписки (за исключением последних писем) размещены на сайте: http://shor-people.ru/dejatelnost-ssshn/vstrecha-s-vrio-gubernatora-ko-civilevym-s-e.html

Если по вопросу образования ТТП более менее все ясно (с принятием в апреле 2019 года изменений в Закон Кемеровской области «О коренных малочисленных народах Кемеровской области» в части полномочий всех четырех департаментов по образованию ТТП закончились аргументы против решения этого вопроса), то в отношении Перечня мест ТП и ТХД Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области продолжает выдумывать все новые и новые аргументы «против». 

Предлагаем вниманию читателей сайта (особенно это полезно будет членам Совета, которым предстоит обсуждать этот вопрос) экспертные комментарии почетного члена Совета старейшин шорского народа Михаила Анатольевича Тодышева получаемых ответов на обращения Совета старейшин шорского народа:
1. 2 февраля 2018 года в Таштаголе в ходе расширенного заседания Совета старейшин шорского народа было принято решение о внесении изменений в Перечень мест ТП и ТХД (Решение ССШН от 02.02.2018-перечень мест ТП и ТХД). которое было направлено Губернатору Кемеровской области соответствующим препроводительным письмом (ССШН-Тулееву А.Г. по Перечню мест ТП и ТХД_14.03.18.doc)
В ответ на это обращение в письме (Зауэрвайн-ССШН по Перечню мест ТП и ТХД_03.04.18_ответ на обращ) за подписью начальника Департамента культуры и национальной политики Зауэрвайн Л.Т. от 03.04.2018 № 01-09/08-849 (исп. Щурова Л.В.) заявлен длинный перечень аргументов почему сегодня решать этот вопрос преждевременно и нецелесообразно, в том числе:
1) обязательное проведение этнологической экспертизы (требование не имеет под собой правовой основы, т.к. на федеральном уровне отсутствует законодательный или нормативный правовой акт об этнологической экспертизе, предусматривающий такое обязательное требование, в Кемеровской области также отсутствует региональный закон или нормативный правовой акт, устанавливающий порядок проведения этнологической экспертизы, предусматривающий обязательное проведение этнологической экспертизы в этих целях);
2). уточнение и пересмотр перечня видов хозяйственной деятельности (во-первых, не имеет отношения к перечню мест ТП и ТХД, во-вторых, перечень видов традиционной хозяйственной деятельности, присущий тому или иному народу, может быть закреплен региональным законом или нормативным правовым актом Кемеровской области, разрабатывать который должен как раз уполномоченный исполнительный орган государственной власти, которым является Департамент культуры и национальной политики);
3). требуется разработать механизм определения и отвода земель, реально использующихся коренными народами, т.к. «указанные земли автоматически выводятся из хозяйственно-промышленного оборота, что влечет сокращение налогооблагаемой базы региона».
(шедевральное требование, вызывающее множество вопросов к уровню профессиональной подготовки специалиста, подготовившего данное изречение. Если сотрудники Департамента имеют намерение разработать такой механизм определения и отвода земель, то им необходимо изучить положения Земельного кодекса РФ. Что касается автоматического выведения земель из хозяйственно-промышленного оборота в случае включения таких земель в Перечень мест ТП и ТХД, то пусть кто-нибудь из авторов этого письма пояснит на основе какой нормы какого федерального закона или подзаконного нормативного акта Правительства РФ, или нормативного правового акта Кемеровской области осуществляется это самое «автоматическое выведение земель из хозяйственного оборота». Как эксперт по законодательству о правах коренных малочисленных народов могу заявить, что таких законодательных норм не существует.
4). требуется утверждение на федеральном уровне регламента отнесения территории к местам ТП и ТХД. Федеральный законодатель и органы государственной власти Российской Федерации прежде всего руководствуются положениями Конституции РФ и федеральными законами: по вопросам совместного ведения полномочия Российской Федерации и полномочия органов государственной власти четко распределены. Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» Правительство РФ утверждает перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают эти народы. Поэтому на федеральном уровне не будет утверждаться никакого регламента, поскольку это прерогатива субъекта РФ.
5). утверждается, что «инициирование вопроса о внесении изменений в действующее распоряжение является прерогативой Федерального агентства по делам национальностей». В очередной раз обращаю внимание на часть 2 статьи 5 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», согласно которой Правительство РФ утверждает перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают эти народы.

6). департамент более 10-ти лет ежегодно проводит этнологическую экспертизу. Хочется узнать на основании какого закона или нормативного правового акта Кемеровской области проводятся эти этнологические экспертизы. В связи с отсутствием Федерального закона «Об этнологической экспертизе» проведение этнологических экспертиз в Кемеровской области за счет бюджетных средств должно опираться на конкретные нормативные правовые акты о порядке проведения указанных этнологических экспертиз, Департамент культуры и национальной политики должен быть уполномоченным органом исполнительной власти в сфере проведения этнологической экспертизы согласно нормативного правового акта Кемеровской области, научное учреждение, проводящее этнологическую экспертизу должно отбираться на конкурсной основе в соответствии с 44-ФЗ. Если этих законодательных и нормативных правовых актов нет, то и проведение «ежегодных, начиная с 2004 года, этнологических экспертиз» за счет средств бюджета является незаконным, а расходование средств — нецелевым.
2. 28 мая 2018 года в ходе личной встречи Тодышева М.А. с главой Кемеровской области с участием Пахомовой Е.А. и Акимовой Т.А., Цивилёву С.Е. было передано три пакета материалов, в том числе материалы по Перечню мест ТП и ТХД с препроводительным письмом (ССШН-Цивилеву С.Е. по Перечню мест ТП и ТХД_28.05.18). Сергей Евгеньевич только входил в курс событий и попросил время на ознакомление с документами. В последующем выяснилось, что материалы были утеряны.
3. 23 мая 2019 года в рамках дней Кузбасса в Совете Федерации Тодышев М.А. вновь обратился к Губернатору Кемеровской области Цивилёву С.Е. по вопросам образования ТТП и внесения изменений в Перечень мест ТП и ТХД. Сергей Евгеньевич вновь забрал с собой материалы.
4. 17 июня 2019 года Тодышев М.А. направил через виртуальную приемную Губернатора копию письма от 28 мая 2018 года с препроводительным письмом (Тодышев М.А. -Цивилёву С.Е._17.06.19._о перечне мест).
5. В июле 2019 года получен ответ (Телегин В.Н. -Тодышеву М.А по перечню мест ТП и ТХД_17.07.19) за подписью первого заместителя Губернатора Кемеровской области Телегина В.Н. от 17.07.2019 № А4231-01-2288091 (исп. Щурова Л.В.), в котором сообщается, что включение в Перечень мест ТП и ТХД территорий в границах муниципальных образований «требует детальной проработки с привлечением специалистов различных отраслей экономики, научного сообщества и иных заинтересованных структур».
Данная аргументация является новой, ранее не используемой, но также не имеющей под собой никакой правовой основы.
Специалисты каких «различных отраслей экономики» должны сказать свое веское слово в решении данного вопроса, непонятно. Возможно автор письма имел ввиду угольщиков или металлургов? Так у угольщиков итак широкий простор для добычи угля открытым способом, в том числе «в местах традиционной хозяйственной деятельности шорцев и телеутов», находящихся рядом с национальными поселками в границах муниципальных образований, но которые сотрудники Департамента не дают включать в Перечень мест ТП и ТХД под различными предлогами. В то же время регулярно выдают недропользователям и хозяйствующим субъектам, осуществляющим хозяйственную деятельность в «местах традиционной хозяйственной деятельности шорцев и телеутов», справки о том, что занимаемые ими территории не имеют никакого отношения к землям коренных народов.
К примеру, согласно Федеральному закону от 06.02.2019 года № 3-ФЗ "О внесении изменений в статьи 21 и 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и статьи 15 и 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ отнесено осуществление мер, направленных на защиту прав коренных малочисленных народов.
А под иными заинтересованными структурами вероятно подразумеваются специальные службы или правоохранительные органы?
При этом полностью игнорируется реальность: шорцы и телеуты лишены «мест традиционной хозяйственной деятельности». Содержание раздела «Кемеровская область» не соответствует названию нормативного правового акта Правительства РФ, поскольку в нем нет «мест традиционной хозяйственной деятельности», включены только места традиционного проживания.
По этой причине в Кемеровской области происходит массовое нарушение законных прав и интересов шорцев и телеутов на защиту и сохранение исконной среды обитания, на образование территорий традиционного природопользования, на безвозмездное пользование земельными участками, осуществление традиционного рыболовства и традиционной охоты, назначение социальной пенсии по старости, на возмещение убытков за ущерб, нанесенный исконной среде обитания и традиционному образу жизни коренных малочисленных народов деятельностью хозяйствующих субъектов.
Телеуты «бьют в набат» о лишение телеутского народа исконной среды обитания и пишут обращения во все инстанции с требованиями о возмещении убытков, а конфликты между жителями шорских поселков с угольными разрезами рассматриваются в договорных органах ООН!
Как я уже указывал в своем обращении от 18 июня 2019 года из-за неурегулированности данной проблемы Департамент по охране объектов животного мира Кемеровской области отказывает шорским охотникам в праве осуществлять традиционную охоту «свободно (без каких-либо разрешений) как это закреплено законом об охоте на основе специальной отметки в охотничьем билете.
В этих условиях ссылка на якобы имеющееся противоречие реализации прав коренных малочисленных народов со Стратегией развития охотничьего хозяйства в Российской Федерации до 2030 года, является показателем правовой неграмотности специалиста, готовившего ответ. Для того, чтобы в ответе заявителю приводить ссылку на указанную Стратегию в качестве аргумента «против», специалисту следовало внимательно изучить Федеральный закон «Об охоте ... », игнорируемую в Кузбассе Концепцию устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 года № 132-р.
К сожалению, полученный ответ свидетельствует об устойчивом неприятии специалистами Департамента культуры и национальной политики предложений коренных малочисленных народов по включению территорий в границах муниципальных образований в Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, каждый раз приводящие новые, в том числе доходящие до абсурда, аргументы.
И далее сообщается, что «результаты этнологических экспертиз, проводимых с 2004 года в муниципалитетах юга Кемеровской области ... демонстрируют отрицательные показатели по наличию представителей коренного населения, ведущего традиционный образ жизни». Данный аргумент, приведенный в обоснование отказа выделения шорцам и телеутам «мест традиционной хозяйственной деятельности» выглядит не только абсурдно, но и цинично.
Автор письма является специалистом, замещающим должность государственного гражданского служащего, обеспечивающего защиту прав коренных малочисленных народов, который использует результаты научных исследований, преподносимых руководству Кемеровской области как результаты «ежегодных этнологических экспертиз», в целях ущемления и ограничения прав коренных малочисленных народов. В связи с чем возникает много вопросов о законности проведения данных научных исследований на бюджетные средства под прикрытием этнологических экспертиз.
6. С учетом вышеизложенного Тодышев М.А. направил 15 августа 2019 года через виртуальную приемную Губернатора Кемеровской области письмо (Тодышев М.А. — Телегину В.Н._15.08.2019_по этноэкспертизе), в котором запросил предоставить информацию о правовой основе проведения департаментом ежегодных этнологических экспертиз начиная с 2004 года, поскольку на сегодняшний день в Кемеровской области отсутствует законодательное регулирование порядка проведения этнологической экспертизы.
В завершение, обращаю ваше внимание на важность образования ТТП и включения в Перечень мест ТП и ТХД «мест традиционной хозяйственной деятельности шорцев и телеутов», которые находятся в границах муниципальных образований еще по одной важной причине:
— на сайте regulation.ru завершено общественное обсуждение проекта Порядка возмещения убытков, причиненных коренным малочисленным народам РФ, их объединениям и лицам, относящимся к коренным малочисленным народам РФ, в результате нанесения ущерба исконной среде обитания коренных малочисленных народов РФ хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами (Порядок возмещения убытков).
Этим документом предусматривается возмещение убытков только тем, кто проживает или осуществляет ТХД в местах ТП и ТХД, со стороны тех хозяйствующих субъектов, которые осуществляют свою хозяйственную деятельность в этих самых местах ТП и ТХД, а также субъектам права традиционного природопользования в границах образованных ТТП.

Михаил Тодышев, Почетный член Совета старейшин шорского народа; эксперт по законодательству о правах коренных малочисленных народов;

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь