Члены Совета Федерации РФ в ходе рабочей поездки на Таймыр 6-7 октября 2010 г. ознакомились с ситуацией в регионе после объединения Красноярского края и поддержали критику централизации со стороны коренных малочисленных народов Севера.

Российские сенаторы прибыли на Таймыр, откликнувшись на приглашение Ассоциации коренных народов Таймыра. В ходе их визита прошло выездное заседание комитета по делам Севера и малочисленным народам СФ РФ. Сенаторы съездили с ознакомительной поездкой в поселок Носок, где удивились, как дети интерната умудряются спать втроем на двухъярусной кровати. Побывали на рыболовецкой точке в районе поселка Усть-Порт, знакомились с бытом рыбаков.

Высокие гости провели встречу с представителями коренных малочисленных народов Таймыра в администрации района. Впервые коренных впускали в администрацию не по списку, а по желанию. На встрече выступали сенаторы Александр Матвеев, Валерий Кадохов, Вячеслав Новиков. Со стороны аборигенов доклады огласили Семен Пальчин, Николай Маймаго, Степан Согосток, Сергей Сизоненко.

Состоялся хороший конструктивный разговор. Критики в адрес Красноярского края было предостаточно. Все присутствующие согласились с тем, что руководство края ничего не сделало для того, чтобы законодательно определить особый статус Таймыра и Эвенкии.

Ускоренного развития бывших автономных округов не наблюдается, наоборот, выявляются пробелы и недочеты административной реформы. Участники встречи согласились с тем, что было ошибкой создавать одно муниципальное образование на такой огромной территории, как Таймыр. Правильнее было бы сохранить исторически сложившееся территориальное деление на Дудинский, Хатангский, Усть-Енисейский и Диксонский районы.

Николай Маймаго посетовал на то, что за весь четырехлетний период после объединения Красноярский край не принял ни одного закона, который регламентировал бы вопросы защиты исконной сред обитания, традиционного образа жизни, традиционной хозяйственной деятельности КМНС. Подзаконные акты в области рыболовства, охоты, оленеводства принимаются без учета специфики жизни коренных северян.

В целом для населения бывших автономных округов, объединение поставило больше вопросов, чем дало ответов.

Ассоциация КМН Таймыра накануне встречи подготовила обзор некоторых аспектов административно-территориального, политического и социально-экономического положения Таймыра до и после объединения.

***

17 апреля 2005 года население Эвенкийского АО, Таймырского (Долгано-Ненецкого) АО и Красноярского края приняло решение создать единый субъект РФ. Фактическое объединение регионов произошло 1 января 2007 года.

Переходный период закончился 31 декабря 2007 года, в соответствии с Федеральным конституционным законом «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа» от 14.10.2005 № 6-ФКЗ.

Образование единого субъекта преследовало следующие цели:

• Ускорение социально-экономического развития территорий и повышение уровня жизни населения;

• Повышение управляемости территориями при сокращении избыточного числа федеральных, региональных и местных чиновников;

• Повышение инвестиционной привлекательности единого региона;

• Обеспечение условий для интенсивного промышленного недропользования на объединенной территории края. Освоение новых месторождений полезных ископаемых;

• Прекращение административно-территориального переманивания Таймыром и Красноярским краем крупнейшего налогоплательщика региона ОАО «Норильский Никель».

Новый Красноярский край взял на себя ряд обязательств, часть из которых была закреплена в Меморандуме «Об основных положениях реализации особого статуса Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов в составе нового субъекта Российской Федерации». Меморандум был подписан 8 апреля 2005 года тремя губернаторами – Александром Хлопониным, Олегом Бударгиным, Борисом Золотаревым и содержал следующие обязательства:

• Сохранение бюджетной обеспеченности бывших автономных округов не ниже уровня 2005 года;

• Сохранение уровня социальной защищенности жителей Таймыра и Эвенкии;

• Приведение действующего законодательства края и бывших автономных округов к единообразию в его толковании и применении;

• Обязательное согласование с органами власти Таймыра и Эвенкии решений по вопросам утверждения программ, бюджета, развития территорий в порядке, установленном уставом или законами Красноярского края;

• Создание условий для ускоренного социально-экономического развития территорий;

• И ряд других.

Из всех этих обязательств выполняется только обещание не снижать бюджетную обеспеченность территорий. Так, бюджетное финансирование Таймыра в 2005 году составляло 4,2 млрд. рублей, а в 2009 году 5,6 млрд. рублей.

Остальные обязательства губернаторов-объединителей остались либо не выполненными, либо выполненными частично.

Социальная защищенность населения претерпела изменения. Так, еще в 2005 году отдельные категории граждан (инвалиды, пенсионеры, вдовы ветеранов Великой Отечественной войны, малообеспеченные граждане и т.д.) получали выравнивающие (компенсационные) выплаты в размере 1650 рублей в месяц. В год сумма составляла 19 тысяч 800 рублей. В настоящее время данных выплат лишились инвалиды и дети-инвалиды.

Единообразие и недопустимость двойной социальной поддержки привела к понижению уровня жизни ветеранов труда РФ, одновременно являющихся инвалидами. Дело в том, что им предлагают на выбор одну из форм социальной поддержки (жилищную субсидию или ежемесячную выплату), таким образом, уравняв их с ветеранами труда РФ, не являющихся инвалидами. Но расходы на жизнь у них разные и причины (основания) социальной поддержки также разные.

Сократилось число инвалидов, выезжающих по санаторно-курортным путевкам. Лишились права льготной дороги раз в два года взрослые – инвалиды с детства.

Дети коррекционной школы 8-го вида перестали централизованно выезжать в детские дома отдыха. Данным правом теперь обладают только дети-сироты, находящиеся в данной школе. В количественном отношении ежегодно не отдыхают около 70 детей с разными психическими отклонениями. 

Компенсационные выплаты лицам, ведущим кочевой образ жизни, составляли в 2005 году 2000 рублей в месяц. В 2010 году сумму подняли до 2600 рублей. Увеличение не соответствует росту потребительской корзины за период 2006—2010 гг. Данная категория граждан в количестве 2000 человек не стоит на бирже занятости, официально они не считаются безработными, но по факту таковыми являются. Если принять данный факт в качестве скрытой безработицы, то, во-первых, он будет свидетельствовать о 50% безработице среди лиц, относящихся к КМНС. И, во-вторых, увеличит официальные показатели безработицы по Таймыру в 2,5 раза.

В целях учета особенностей территории, Законодательным Собранием Красноярского края был принят закон «О социальной поддержке граждан Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района» (аналогичный закон принят в Эвенкийском МР). Данный закон не только не привел к единообразию законодательства в области социальной защиты, а наоборот лишил таймырцев части мер социальной защиты, предусмотренной для остальных жителей края. Степень дифференциации особенно наглядна в сравнении с Эвенкийским муниципальным районом, где меры социальной поддержки коренных малочисленных народов Севера в денежном выражении в три раза выше, чем в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе. Меры поддержки КМНС, проживающих в Туруханском районе, в денежном выражении выше в два раза, чем на Таймыре. Так, к примеру, в законах о социальной поддержке Таймыра и Эвенкии закреплены субсидии на поддержку оленеводства в год на одну голову. Сумма в Эвенкии составляют 10800 рублей, на Таймыре 265 рублей.

Подверглись сокращению социальные работники. И теперь не во всех поселках Таймыра инвалиды, ветераны труда, многодетные семьи, матери-одиночки и граждане иных категорий могут получить социальную поддержку и помощь. К примеру, в поселке Тухард (проживает 600 человек) соцработник трудится на 0,25% ставки. Требовать от него полноценной работы – качественного и своевременного оформления бумаг трудно.

Приведение законодательства бывших субъектов к единообразию выразилось только в отмене нормативно-правовых актов Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов.

За три с половиной года с момента фактического объединения не принят ни один закон края, регламентирующий вопросы защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера. Фактически Красноярский край самоустранился от решения данных вопросов. В то же время постановления губернатора Красноярского края и правительства Красноярского края в области природопользования, землепользования и распределения рыбопромысловых участков принимались без учета мнения коренных малочисленных народов Севера, что усугубило ситуацию и вызвало повышенное напряжение взаимоотношений КМНС и органов власти.

До сих пор отдельные законы края не получили практического распространения на территории Таймыра и Эвенкии, что отмечается в том числе депутатами Заксобрания края. На недавнем сентябрьском совещании, проходившем на Таймыре, поступило предложение депутатов регионального парламента еще раз провести ревизию краевого законодательства на предмет его действия на территориях бывших автономных округов. Причиной бездейственности законов края на территории Таймыра и Эвенкии является слабый учет особенностей, а порой и незнание фактического положения дел.

Выравниванию ситуации должно способствовать делегирование госполномочий муниципальным районам, но на практике оно выражается только в субвенциях на содержание штатных единиц в структурах администраций районов и не способствует качественному улучшению жизни населения.

Одним из обязательств нового Красноярского края было согласование с органами власти Таймыра и Эвенкии решений по вопросам утверждения программ, бюджета, развития территорий в порядке, установленном уставом или законами края. Однако до сих пор данный порядок не принят, что позволяет Красноярску игнорировать предложения и замечания органов власти муниципальных образований.

В целях создания условий для ускоренного социально-экономического развития территорий президент РФ подписал указ «О мерах по социально-экономическому развитию Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа» от 12 апреля 2005 года № 412. В рамках реализации данного указа была реконструирована взлетно-посадочная полоса аэропорта Хатанга.

Одним из мероприятий данного указа должно было стать переселение жителей бывших округов в более благоприятные для проживания регионы России. Можно считать данное указание президента РФ не выполненным, так как темпы переселения настолько медленны, что естественная рождаемость перекрывает их. К примеру, в 2008 году было переселено 30 семей, в то время как в очереди стоят более 3000 семей.

Административно-территориальное устройство Таймырского АО претерпело изменения еще в 2004 году, когда Дума округа приняла соответствующий закон о создании Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района. Данное решение было принято, как считают некоторые юристы, с нарушением устава ТАО, так как не было выполнено требование статьи 21.4, а именно – не было учтено мнение населения соответствующей территории. Формальное согласие дали районные советы, но ни схода граждан, ни референдума по вопросу создания единого муниципального образования – Таймырского МР не было.

Также были проигнорированы следующие статьи устава ТАО:

Статья 21.2. Административно-территориальное устройство устанавливается исходя из исторически сложившегося расселения, географического положения, населенности и размера территорий.

Статья 21.3. Административно-территориальное устройство автономного округа обеспечивает:

1) эффективность государственного управления и сбалансированное развитие территории;

2) создание благоприятных экономических, социальных и организационных условий для осуществления местного самоуправления и взаимодействия его органов с органами государственной власти;

3) рациональное распределение природных ресурсов, экономического потенциала, социальной инфраструктуры и систем коммуникаций между административно-территориальными единицами;

4) учет национальных, этнических, языковых, религиозных и иных особенностей образа жизни местного населения.

Таким образом, появилось административно-территориальное образование, не учитывающее географические, климатические, исторические, национально-культурные, социальные, инфраструктурные и другие особенности Таймыра. Вместо округа появился район, вместо районов появились два городских поселения (Дудинка и Диксон) и два сельских поселения (Караул и Хатанга). К примеру, территория сельского поселения Хатанга превышает 330 тысяч квадратных километров, на которой в удалении на сотни километров друг от друга расположены 10 населенных пунктов. Удаленность населенных пунктов от Дудинки составляет 701-1009 километров, при том что население насчитывает 6204 человека. Дорог, соединяющих Дудинку с поселками сельского поселения Хатанга, нет, как и с другими поселками Таймырского МР.

Ошибочность нового административно-территориального деления довольно быстро дала о себе знать. Если ранее Дудинский, Усть-Енисейский, Хатангский, Диксонский районы полноценно могли осуществлять свои муниципальные полномочия и госполномочия, делегированные субъектом РФ (округом), то теперь их возможности снизились до уровня поселения. Статус же поселков понизился официально до уровня территориального отдела, а по факту до уровня промысловой точки или фактории. Жители поселков потеряли статус муниципальных образований и, соответственно, право непосредственно формировать и контролировать поселковую (административную) власть. 

Бывшие поселки лишились налогооблагаемой базы, а налоговые поступления новых сельских поселений сократились в десятки раз. К примеру, собственные доходы Дудинского района сократились с 680 млн. рублей в 2000 году до 140 млн. рублей 2010 году. Собственные доходы бывшего Усть-Енисейского района снизились с 80-100 млн. рублей в 2001—2004 годах до 2-3 млн. рублей в 2008—2010 годах. Данное обстоятельство непосредственно повлияло на продуктивность деятельности и ответственность руководителей сельских поселений, которые не заинтересованы в развитии налогооблагаемой базы и перекладывают решение проблем на руководство района и края.

Душевые инвестиции в основной капитал также снизились. В ТАО в 2000 году этот показатель составлял 173 тыс. рублей, в 2007 году 32 тыс. рублей. В ЭАО в 2005 году 205 тыс. рублей, в 2007 году 28 тыс. рублей.

Объемы жилищного строительства упали значительно. Несмотря на дотационность округа, в 2003—2005 годах было построено 11 домов в поселках Таймыра общей площадью 1500 кв.м., а также достроен пятиэтажный дом в Дудинке на 20 квартир. В 2007—2009 годы было сдано только два дома в поселках общей площадью 100 кв.м.

За период 2003—2006 годов были реконструированы либо построены в Дудинке следующие объекты:

• 3-этажное здание бывшей школы № 2 капитально реконструировано под Дудинский спортивный центр;

• 2-этажное здание бывшей поликлиники перестроено в оздоровительный фитнес-центр;

• 2-этажное здание бывшего кинотеатра «Арктика» перестроено в 3-этажное, где разместились два кинозала, биллиардный зал, кафе на 120 посадочных мест;

• Достроено здание музея, общей площадью 3,5 тысячи кв.м.;

• Построена современная больница, разместившаяся в 4-х этажном здании;

• Построена городская канализационная станция.

В 2005 году в поселке Тухард сдана в эксплуатацию больница.

За последние четыре года самым масштабными проектами стали реконструкция детского сада «Умка» в Дудинке, капитальный ремонт котельной в Карауле и котельной в Хатанге. Но по объему капитальных вложений в социальную и жилищную сферу сравнение будет не пользу нового субъекта.

В области транспорта за 2003—2006 годы было построено два грузопассажирских судна – «Хансута Яптунэ» для Енисейского бассейна и «Таймыр» для Хатангского бассейна. Для Хантайского водохранилища были построены сухогрузная баржа и нефтеналивная баржа. 

В те годы было оказано содействие авиакомпании «Таймыр» в приобретении самолетов АН-3. Куплен самолет АН-26-100, а также капитально отремонтирован самолет Ту-134. Приобретены два вертолета Ми-8 МТБ.

Для поселков округа были закуплены 19 автомобилей ТРЭКОЛ на базе автомобилей УАЗ. Транспортная инфраструктура района за последние четыре года приросла только взлетно-посадочной полосой аэропорта Хатанга. 

Таким образом, развития транспортной инфраструктуры за последние годы фактически не было.

В области связи в 2004—2005 годах во всех поселках округа появилась спутниковая связь. В каждом поселке было установлено по два междугородних таксофона.

Достижением последних лет является обеспечение всех школ района Интернетом в рамках национального проекта по образованию, но скорость доступа в Интернет и его недоступность для жителей поселков не позволяют уверенно говорить о наличии устойчивой интернет-связи.

Более серьезный урон социально-экономическому положению бывших районов и, как следствие, благосостоянию населения принесло сокращение или полная ликвидация структур и органов власти муниципальных образований – Дудинского, Хатангского, Усть-Енисейского, Диксонского районов. При этом более всего пострадали районы, где проживает большинство коренного населения – Хатангский, Усть-Енисейский и Дудинский (за исключением города Дудинка). Данный вывод продиктован географическими особенностями и фактором численности населения. Так, в Диксонском районе проживает около 500 человек только в одном поселке Диксон. В Дудинке проживает около 19 тысяч человек, почти все структуры и органы государственной и муниципальной власти присутствуют в районном центре и поэтому доступны для городского населения.

Таким образом, больше всего от административной реформы пострадало сельское (поселковое) население, которое лишилось доступа к муниципальным и государственным услугам.

Ликвидация районных отделов образования привела к ухудшению качества обучения детей в сельских школах. На последней педагогической конференции отмечались факты неумения учеников второго класса читать. Данное положение сложилось в последние четыре года и связано с ликвидацией института инспекторов и методистов в сельских поселениях. В настоящее время инспектора и методисты образовательного процесса находятся в Дудинке. Кратковременные выезды в поселки носят нерегулярный характер и не обеспечивают полноценного контроля.

Сократилось и количество работников отдела опеки и попечительства. На весь Таймырский муниципальный район их осталось три человека. Недостаток специалистов и недостаточность средств на командировки делает процесс опеки и попечительства формальным. Не обследуются жилые помещения опекунов, проживающих в поселках, собеседования с опекунами и попечителями носят заочный характер (по телефону либо со слов работников администраций).

Здания и сооружения учреждений образования находятся в аварийном, ветхом состоянии, не соответствуют противопожарным и санитарным нормам. По этой причине детей-сирот забирают из поселковых интернатов, переводят их в Дудинский детский дом, а затем переправляют в детские дома юга Красноярского края. По настоящее время вывезено 44 ребенка. Ухудшение состояния зданий и отсутствие перспектив строительства новых школ и интернатов вызывает раздражение сельского населения. При скромных возможностях администрация Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа за период 2001—2005 годов изыскала финансы для строительства двух школ в поселках. Пребывание детей тундровиков в интернате Дудинки сказывается негативно на психическом состоянии детей. Дети хотят домой, за последний год участились побеги из интерната (по информации комиссии по делам несовершеннолетних).

Понижение и изменение статуса сельских учреждений здравоохранения привело к сокращению перечня медицинских услуг. И теперь медицинский осмотр, освидетельствования различного характера жители бывшего Усть-Енисейского района вынуждены проходить в Дудинке. Учитывая, что в бюджетах учреждений нет средств на командировочные расходы, работники ездят в Дудинку за свой счет.

Увеличение нагрузки на районную поликлинику, расположенную в Дудинке, вызвало рост очередей. Так, по информации журналистов телерадиокомпании «Таймыр», граждане в массовом порядке не могут попасть на прием к специалистам по четыре-пять дней. 

Роженицы тухардской и носковской тундр, ведущие традиционный образ жизни, доставляются в Дудинку, хотя ранее была практика приема родов в Носковской и Караульской больницах. Показатель рождаемости у КМНС составил в 2009 году 25,2 (по муниципальному району – 16,6). Удельный вес родившихся детей коренной национальности составляет около 50,0% от всех родившихся в 2009 году на территории Таймыра детей.

Общая смертность среди жителей КМНС в 2009 году составила 17,0 промилле (по муниципальному району – 10,5). Показатель младенческой смертности среди детей коренных национальностей – 35,9 на 1000 родившихся (по муниципальному району — 15,3 на 1000 родившихся). При этом рост отмечается в последние четыре года.

Сокращение количества сотрудников органов внутренних дел, вневедомственной охраны, органов следствия и дознания вынуждает людей выезжать в Дудинку. Следствие и дознание ведется порой месяцами, подозреваемые из поселков вынуждены жить в городе без средств к существованию. Имеются факты, когда подследственные по этой причине снова совершали преступления.

Переоформить или пристрелять оружие можно только в Дудинке, что крайне сложно сделать из-за транспортной недоступности и недостатка денежных средств жителей поселков.

Сокращение числа сотрудников милиции в поселках района спровоцировало рост преступности в сельском поселении Хатанга на 25%, а в сельском поселении Караул на 52% в 2009 году по сравнению с 2008 годом. В структуре преступности более 40% занимают кражи и грабежи, что свидетельствует о крайней нищете жителей поселков.

С 1 января 2011 года в сельских поселениях (бывших районах) останутся только участковые сотрудники ОВД – и то не во всех поселках.

Практически каждое преступление совершено в состоянии алкогольного опьянения. Отсутствие нормального питания многократно усиливает негативное воздействие алкоголя на организм. В отдельных поселках отмечается целенаправленное спаивание населения коммерческими структурами, преследующими цель получения промысловой продукции по бартеру на спиртное. Целенаправленной борьбы с алкоголизмом не ведется, хотя ранее в округе действовали целевые программы профилактики и борьбы с алкоголизмом и наркоманией. Так, в 2004 году сумма программы составляла около 3 млн. рублей.

Орган статистики остался только в Дудинке. Характер статистической информации, усредненный по району, не отражает реальной картины в области ценообразования и доходов населения в разных поселениях. К примеру, цены на основные продукты питания в селе Хатанга в три раза выше, чем в Дудинке. Уровень доходов оленеводов (1200 человек) носковской и тухардской тундр сельского поселения Караул не превышают 3500—4000 рублей в месяц, в то время как уровень средней заработной платы по району превышает 30 тысяч рублей. Отсутствие конкретизированной информации социально-экономического положения жителей бывших районов формирует неадекватную социальную поддержку края и района.

Орган районной статистики утратил самостоятельность и выдает справки только с разрешения краевого управления статистики.

Сокращение в Дудинке инспекции по труду вынуждает городских и сельских жителей ехать в Норильск за защитой своих трудовых прав. Как правило, основной причиной обращения в данный орган является невыплата заработной платы, т.е. людей, находящихся в трудной финансовой ситуации, вынуждают дополнительно тратиться на поездки в Норильск. Именно с этим обстоятельством связано увеличившееся количество обращений по трудовым спорам в районную прокуратуру. Но жители сел и поселков не имеют возможности оперативно обратиться в данный орган. Так, в сельском поселении Караул не осталось даже помощника прокурора.

Осенью 2009 года в районе поселка Байкаловск поселения Караул (бывший Усть-Енисейский район) произошел разлив нефтепродуктов (по свидетельству охотников), однако факт не был удостоверен по причине невозможности выезда из-за нехватки специалистов. 

В районе тухардской тундры семья оленеводов обратила внимание на незаконные действия геологоразведочной партии, которая затопила списанную технику в близлежащем озере. Семья Береговых письменно обращалась в различные инстанции, но по настоящее время никаких следственных действий не произведено. Причиной является ограниченность в финансовых средствах и недостаток работников правоохранительной системы, а также неэффективная система охраны окружающей природной среды. Вопросы недропользования, геологоразведки и охраны окружающей природной среды являются полномочиями Красноярского края. Раннее в округе в подобных случаях оперативно формировалась межведомственная группа, которая проводила все необходимые мероприятия.

Охотинспекция после объединения была сокращена на территории Таймыра и теперь располагается в Норильске. Со вступлением в законную силу федерального закона «Об охоте…» с 01.04.2010 года возникает необходимость массового обмена охотничьих билетов и занесения сведений в единый федеральный реестр. Представители коренных малочисленных народов Севера прирожденные охотники, в своем абсолютном большинстве проживают в отдаленных поселках района, на промысловых точках, оленеводческих стойбищах, и пройти обмен охотбилетов для них процедура нереальная. Безразрешительная система охоты, предусмотренная законом для КМНС, дает сбой по самым разным причинам, в том числе по причине отсутствия документального подтверждения национальности. 

В целом вопросы природопользования и землепользования вызывают много нареканий, в первую очередь, со стороны представителей коренных малочисленных народов Севера. Оформление бумаг осуществляется долго и только в Дудинке, что дорого и затруднительно. Не учитывается мнение населения, и соответственно принимаются конфликтогенные решения в области распределения угодий. Многократно отмечаются факты лишения родовых угодий, которые на основе конкурсов передаются жителям городов Дудинка и Норильск. К примеру, в районе поселка Усть-Порт, на Вьюновой косе, ранее было четыре рыбопромысловых участка, органы власти края пересмотрели данный порядок и приняли несогласованное решение создать один участок. В результате четыре семьи потеряли право заниматься рыболовством в данном месте, конкурс выиграл городской житель.

Право КМНС осуществлять рыболовство без разрешений на практике не осуществимо. Кроме законодательных пробелов, причиной является нежелание органов власти Красноярского края и Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района осуществлять политику беспрепятственного рыболовства для КМНС. До сих пор в Красноярском крае нет ни одного рыбопромыслового участка для рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера.

Инициатива общин КМНС создать территорию традиционного природопользования на Таймыре осталась не удовлетворенной.

Сложившаяся система рыболовства способствует обогащению городских жителей, имеющих стабильные источники дохода в иных сферах, и обнищанию сельских жителей, для которых рыболовство, как и охота, является основой существования. В качестве дополнительных примеров можно привести следующие факты. Зимой 2009 года были оштрафованы за незаконный вылов рыбы Болин Я.Я. (энец) на 50 тысяч рублей за вылов 3 тонн корюшки. Мирных Н.П. (ненец) на 5 тысяч рублей за вылов 90 килограммов корюшки. Пальчина (Фефелова) Г.С. была оштрафована на 2500 рублей за вылов трех муксунов. Перечень далеко не полный, штрафам подвергаются более двух сотен человек из числа КМНС. 

Осуществлять рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни не возможно, в том числе потому, что постановлением администрации Красноярского края о вылове вводно-биологических ресурсов для личного потребления КМНС предложены рыбы, которые не водятся в водоемах Таймыра. Многократные обращения общественных организаций КМНС с просьбой ликвидировать данную несуразность не принесли результатов. Что лишний раз подтверждает факт игнорирования прав и законных интересов КМНС. 

Следует принять во внимание, что в 1930 году национальные округа образовывались в целях создания социально-экономических условий для развития малых народностей Севера и их вовлечения в народное хозяйство. Объединение 2005 года во главу угла поставило цель освоения недр северных территорий. При этом не был учтен этнический фактор, а именно то, что коренное население в силу уклада жизни слабо адаптировано к промышленному освоению Севера и практически никак в нем не задействовано. Сокращение естественного кормящего ландшафта коренных народов приводит к выдавливанию их из естественной среды обитания и заставляет переселяться в поселки и города. При этом государственные органы ни до объединения, ни после не акцентировались на необходимости принятия адаптационных программ или замещающих программ занятости для коренного населения. 

Программы поддержки традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов финансово не состоятельны и не позволяют хозяйствующим субъектам КМНС адаптироваться в рыночных условиях и выпускать востребованную конкурентоспособную продукцию.

Таким образом, можно констатировать, что изначально вопрос социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера не ставился и соответственно не нашел практического отражения в законодательных и нормативно-правовых актах федерального и регионального уровня.

Данный обзор некоторых аспектов не претендует на полный анализ положения Таймыра и Эвенкии после объединения. Цель настоящего обзора – привлечь внимание федеральных и региональных (краевых) органов власти к проблемам территорий и побудить к действенным мерам, направленным на:

• реальное ускорение социально-экономического положения бывших автономных округов и повышение благосостояния населения;

• выработку эффективных мер защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера;

• устранение административно-территориальных недочетов и промахов в целях обеспечения доступа сельского (поселкового) населения к государственным и муниципальным услугам. 

Поэтому предлагаем:

1. Пересмотреть административно-территориальное деление муниципальных образований на Таймыре.

2. Образовать государственный орган исполнительной власти Красноярского края – Таймырский Долгано-Ненецкий административный округ.

3. Наделить административный округ государственным полномочием – защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, а также полномочиями в области возобновляемых природных ресурсов, земле-водо-лесо-пользования.

                      Алексей Болин и аналитическая группа Ассоциации коренных малочисленных народов Таймыра