23-27 октября в Турине прошла очередная встреча людей, пропагандирующих здоровое питание. Основал эко-гастрономическое движение Слоу Фуд (неспешная еда) в 1986г. Карло Петрини, а с 2004г. в Турине раз в два года стали проводиться выставки-продажи с дегустацией продуктов питания народов всего мира. Представители Горной Шории присоединились к движению в 2006г.

 В 2006г. Валентина Степановна Курдакова представила на суд ценителей здоровой пищи горно-шорский мёд, в результате она была принята в члены Слоу Фуд. Чуть позже к ней присоединилась Галина Николаевна Тунекова с популяризацией традиционного шорского продукта питания — талкана, совместно они стали проводить 10 декабря в Таштаголе День Терра Мадре (Мать-Земля), об этом не раз писалось на страницах нашей газеты. В этом году на международную выставку-продажу ездили новые члены Слоу Фуд, они дополнительно к мёду и талкану представили в салон «Ковчег вкуса» кедровый орех и сбор травяного чая. «Слоу Фуд защищает биоразнообразие животного и растительного мира, изучает и развивает местные традиции питания во всех частях планеты, отстаивает «пищевой» суверенитет малых народов».

(Г. Кудряшов)

Григорий Кудряшов — ярый поклонник движения Слоу Фуд, живёт он по соседству с Горной Шорией в Республике Горный Алтай, занимается пчеловодством и журналистикой. Во всех мероприятиях Терра Мадре он принимает активное участие, пропагандируя продукты питания Алтая, даже название его брошюры красноречиво об этом говорит — «SLOW FOOD в мире и на Алтае». В ней он рассказывает о международных ярмарках в Турине, Намьянджу (Южная Корея), делится опытом работы по созданию конвивиума на Алтае. Здорово, что ряды его сторонников пополняются: «Чтобы следовать идеям Слоу Фуд, необходимо утратить веру в рекламу продуктов питания. Это удел крупных корпораций, и они в своём производстве без химии не обходятся. У простого крестьянина нет никаких возможностей участвовать в создании рекламы, да и это ему не нужно. Надо стараться питаться правильно, исключить на первых порах из меню такие продукты, как кола, чипсы, гамбургеры, лапшу быстрого приготовления. Следует устанавливать связи с фермерами и крестьянами и только у них покупать свежие продукты, и тем самым поддерживать их».

Новые проекты Слоу Фуд и планы на будущее

Салон «Ковчег Вкуса» — это глобальный проект Слоу Фуд, целью которого является создание  каталога редких и исчезающих продуктов питания, которые должны быть сохранены для будущего поколения. Сотни продуктов растительного и животного происхождения были выставлены в рамках мероприя-тия. Каждый из них имеет свою историю, описание вкусовых и полезных качеств. Новинкой этого года стала работа Кулинарной школы, на кухне Терра Мадре 40 поваров из разных стран готовили блюда, каждый из которых отражал философию Слоу Фуд: «Пища должна быть вкусной, чистой и честной». Вкусной её готовят повара, а чистой она должна поступать из рук производителей – крестьян и фермеров, которые должны быть честными по отношению к потребителям.

Ежедневно проводились конференции с синхронным переводом. 2014г. был объявлен ООН годом развития семейного сельского хозяйства, поэтому главное место уделялось именно этому. Темы конференций звучали следующим образом: «Семейное сельское хозяйство и изменение климата», «Семейное сельское хозяйство для борьбы с голодом и нищетой», «Местные продукты и экономика для устойчивого раз-вития: уроки коренных сообществ Терра Мадре», «Благополучие животных: какую пользу получат фермеры», «Продовольственная программа и суверенитет», «Ковчег вкуса останавливается в Евразии», «Питательность и безопасность», «Пропаганда через приготовление». Все выступающие, подводя итог своей деятельности, подчёркивали, что безопасное сельское хозяйство возможно только когда оно ориентировано не на рынок, а на создание экологически чистого продукта питания, а это возможно при наличии мелких (семейных) фермерских хозяйств.

Российская эко-гастрономия на Терра Мадре

Делегацию из России представляли производители, фермеры, пасечники, учёные, работники СМИ из Москвы, Санкт-Петербурга, Суздаля, Коломны, Камчатки, Горного Алтая, Горной Шории, Астрахани. В связи с санкциями, фермеры не смогли вывести мясные и рыбные продукты на ярмарку, поэтому только два производителя могли торговать: московское закрытое акционерное общество «Ароматы лета» (они постоянные участники Терра Мадре, их уникальные джемы и варенья на выставке пользуются большим спросом); музейная фабрика пастилы (г. Коломна) впервые представила свой продукт на мировом уровне.

Пастила – старинное русское лакомство, приготовляемое из яблок кислых сортов, меда и патоки. Пастилу в России варили еще при Иване Грозном. Это был своего рода средневековый консерв, верный способ сохранения урожая. Яблоки томили в печи, разминали, постилали на досках, сушили на солнце. Тонкие полоски коричневого цвета сворачивали в свитки и употребляли как лакомство вплоть до нового урожая. Рецепт этого лакомства был найден сотрудниками музея в архивах. По найденным источникам известно, что изначально для изготовления пастилы использовали яблоки, а потом уже стали применять другие фрукты, ягоды, листья фиалок, кедровый орех. Идея возобновить производство пастилы принадле-жит директору музея Наталье Геннадьевне Никитиной. Постепенно восстановили и изучили технологию изготовления и с 2008 года начали успешно производить её. Для оформления упаковочных коробок была использована фотография конца 18 века, на ней запечатлена старая фабрика, выпускающая пастилу в Коломне. Сейчас часть фабрики восстановлена, проводятся экскурсии, рассказывающие о производстве данного продукта, дегустации. Так появился новый тип музея, сохраняющий нематериальное наследие, а вкусовое. Силу проекта Наталья Никитина видит в том, что они, ничего не придумывая, сохраняют дух Коломны. Жители считают, что их город не остался безъязыким. О нем писали И. Лажечников, Н. Карамзин, И. Соколов-Микитов – в литературе остались описания быта, запаха Коломны в прошлом.

«Вот человеческий лик, намалёванный белилами и румянами, с насурменными дугою бровями, под огромным кокошником в виде лопаты, вышитым жемчугом, изумрудами и яхонтами. Этот лик носит сорокавёдерная бочка в штофном, с золотыми выводами сарафане; пышные рукава из тончайшего батиста окрыляют её, а башмаки, без задников, на высоких каблуках, изменяют её осторожной походке. Рекомендую в ней мою землячку, коломенскую пастильницу».

И.И. Лажечников: Технология выпекать-взбивать-сушить вырабатывалась столетиями, а утрачена была в один миг – в годы революции фабрика в Коломне закрылась. Благодаря самоотверженному труду работни-ков музея, Коломна вновь обрела дух старинного русского городка.

В Турине хозяевам и гостям ярмарки лакомство пришлось по вкусу. Во время дегустации люди от удовольствия расплывались в улыбке, и их руки невольно тянулись к ещё одному кусочку пастилы.

Биоразнообразие на любой вкус

Выше мы уже писали, что принимали участие в Терра Мадре более 150 стран, поэтому, даже     дегустируя, можно устать. Торговые лавки пестрели разнообразием! Европейские ряды ломились от изобилия разных сортов колбасы, мяса, сыров, вина. Япония, Южная Корея удивляли обилием острых соусов и зелёного чая. Народы Африки представили всевозможные фрукты, овощи, коренья, семена, специи. Торговые ряды стран бывшего СНГ были переполнены миндалем, кунжутом, фундуком, сушёными фруктами: изюмом, урюком, курагой, мармеладом и др. восточными сладостями. Спасением для всех стран бывшего СССР стал белорусский чай на травах. На вопрос, что объединяло 15 республик-15 сестёр, можно смело ответить, что кроме дружбы – любовь к чаепитию. В Италии пьют кофе и вино, чай не в почёте. Свободно можно в любом кафе купить чашечку свежезаваренного ароматного кофе от Капучино до Американо, но чай на травах выпить предлагали только белорусы, да ещё и бесплатно. Все дни традиционно делегаты стран СНГ перед началом работы Терра Мадре собирались у большого керамического чайника – набирались силы.

Воспитание толерантности в приоритете

 Школьные экскурсии были каждый день, их целью было не только привитие хорошего вкуса, но и воспитание толерантности. Дети целый день находились среди людей разных национальностей, пробовали их продукты питания, запоминали названия, наблюдали за процессом приготовления еды, рассматривали и зарисовывали национальные костюмы, фотографировались. Кто уставал, подкладывал под голову ранец и спал. Отдохнул — пошёл дальше общаться, главное, что он находился среди людей, с которыми пытался найти общий язык, узнать что-то новое, чему-то научиться.

На конференции «Ковчег вкуса остановился в Евразии» делегаты поддержали профессора Павла Николаевича Девятого (Суздаль) в идее создания «Ковчега вкуса» для народов России и стран СНГ. А в ближайшем времени всем надо активно заняться подготовкой ко Дню Терра Мадре, который традиционно проводится 10 декабря.

Светлана Ачулакова, Таштаголhttp://t-kurer.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2576:2014-11-10-09-32-57&catid=1:latest-news

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь