На сайте Совета народных депутатов Кемеровской области http://www.sndko.ru/zakonotvorchestvo/proektyi-normativnyix-pravovyix-aktov-kemerovskoj-oblasti  размещён проект Закона Кемеровской области "О внесении изменений в Закон Кемеровской области «О коренных малочисленных народах Кемеровской области» в части распределения между исполнительными органами государственной власти Кемеровской области полномочий по вопросам коренных малочисленных народов, разработанный Департаментом культуры и национальной политики Кемеровской области, утвержденный Коллегией Администрации Кемеровской области и внесенный в Совет народных депутатов Кемеровской области в качестве законодательной инициативы Губернатора Кемеровской области Цивилёва С.Е.

Почетным членом Совета старейшин шорского народа Михаилом Тодышевым подготовлено экспертное заключение на данный законопроект (см ниже).

хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх

Проект

КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН

О внесении изменений в Закон Кемеровской области

«О коренных малочисленных народах Кемеровской области»

Принят Советом народных депутатов Кемеровской области

Статья 1

Внести в Закон Кемеровской области от 09.03.2005 № 42-ОЗ «О коренных малочисленных народах Кемеровской области» (Кузбасс, 2005, 15 марта; 2007, 5 июня; 2008, 11 апреля; 2009, 9 декабря; 2013, 31 мая; 2014, 14 марта; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2016, 6 июля, № 4200201607060001) следующие изменения:

1) преамбулу изложить в следующей редакции:

«Настоящий Закон в соответствии с федеральными законами «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», иными федеральными законами устанавливает полномочия органов государственной власти Кемеровской области по защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Кемеровской области, а также регулирует отдельные вопросы деятельности общин коренных малочисленных народов Кемеровской области и направлен на обеспечение прав коренных малочисленных народов Кемеровской области на самобытное социально-экономическое и культурное развитие.»;

2) в абзаце втором статьи 1 слово «хозяйствование» заменить словами «хозяйственную деятельность»;

3) в статье 3:

в абзаце первом слова «традиционное хозяйствование» заменить словами «традиционную хозяйственную деятельность»;

в абзаце втором слова «традиционное хозяйствование» заменить словами «традиционная хозяйственная деятельность»;

4) статью 4 изложить в следующей редакции:

«Статья 4. Полномочия Совета народных депутатов Кемеровской области по защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов

Совет народных депутатов Кемеровской области в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов:

1) принимает законы Кемеровской области и осуществляет контроль за их исполнением;

2) утверждает в составе областного бюджета расходы на социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов;

3) осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.»;

5) дополнить статьей 4-1 следующего содержания:

«Статья 4-1. Полномочия Губернатора Кемеровской области по защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов 

Губернатор Кемеровской области в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов:

1) создает на общественных началах совет представителей коренных малочисленных народов для защиты прав и законных интересов указанных народов;

2) осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.»;

6) в статье 5-1:

в наименовании и тексте статьи слово «хозяйствования» заменить словами «хозяйственной деятельности»;

дополнить подпунктами 5-1 и 5-2 следующего содержания:

«5-1) утверждает государственные программы Кемеровской области в сфере социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов, а также использования и охраны земель традиционного природопользования коренных малочисленных народов и других природных ресурсов;

5-2) регулирует порядок передачи государственной собственности Кемеровской области общинам коренных малочисленных народов и лицам, относящимся к коренным малочисленным народам;»;

7) статью 5-2 изложить в следующей редакции:

«Статья 5-2. Полномочия исполнительных органов государственной власти Кемеровской области по защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов

Исполнительный орган государственной власти Кемеровской области отраслевой компетенции, осуществляющий реализацию государственной политики в сфере межнациональных отношений (далее – уполномоченный орган Кемеровской области):

1) участвует в реализации федеральных программ социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов;

2) разрабатывает и реализует государственные программы Кемеровской области в сфере социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов, а также использования и охраны земель традиционного природопользования коренных малочисленных народов и других природных ресурсов;

3) согласовывает с федеральными органами государственной власти ограничения нетрадиционной для коренных малочисленных народов хозяйственной деятельности организаций, находящихся в федеральной собственности, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

4) в пределах своих полномочий ограничивает хозяйственную деятельность организаций всех форм собственности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

5) организует разработку проектов решений об образовании территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов регионального значения на основании обращений лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, и общин коренных малочисленных народов или их уполномоченных представителей, об утверждении границ территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов регионального значения, об утверждении положения о правовом режиме территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов регионального значения;

6) информирует население об образовании территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов регионального значения;

7) оказывает помощь общинам коренных малочисленных народов, союзам (ассоциациям) общин коренных малочисленных народов в виде:

заключения с общинами коренных малочисленных народов, союзами (ассоциациями) общин коренных малочисленных народов договоров на выполнение работ и предоставление услуг в соответствии с гражданским законодательством;

целевой подготовки кадров по профессиям, необходимым общинам коренных малочисленных народов, союзам (ассоциациям) общин коренных малочисленных народов для самоуправления и традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов;

бесплатной консультативной помощи по вопросам традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов;

социального заказа на разработку и реализацию государственных программ Кемеровской области и муниципальных программ социально-экономической помощи общинам коренных малочисленных народов, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

8) осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

Исполнительный орган государственной власти Кемеровской области отраслевой компетенции, проводящий государственную политику в сфере лесных отношений на территории Кемеровской области в пределах предоставленных ему полномочий, в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов:

1) участвует в разработке проектов решений об образовании территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов регионального значения, об утверждении границ территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов регионального значения, об утверждении положения о правовом режиме территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов регионального значения;

2) организует использование лесов, их охрану (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиту (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводство (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) в местах традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях;

3) обеспечивает реализацию права лиц, относящихся к коренным малочисленным народам и ведущих традиционный образ жизни, на бесплатную заготовку древесины для собственных нужд в местах традиционной хозяйственной деятельности на землях лесного фонда;

4) осуществляет федеральный лесной надзор (лесную охрану) на землях лесного фонда на территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов регионального значения в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации;

5) осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

Исполнительный орган государственной власти Кемеровской области отраслевой компетенции, проводящий государственную политику в сфере недропользования, водных отношений и охраны окружающей среды на территории Кемеровской области в пределах предоставленных ему полномочий, в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов:

1) участвует в разработке проектов решений об образовании территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов регионального значения, об утверждении границ территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов регионального значения, об утверждении положения о правовом режиме территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов регионального значения;

2) осуществляет региональный государственный экологический надзор в пределах своей компетенции на территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов регионального значения;

3) защищает интересы малочисленных народов при пользовании участками недр, расположенных в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

4) обеспечивает участие коренных малочисленных народов, объединений коренных малочисленных народов, лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, в проведении экологических экспертиз при разработке государственных программ Кемеровской области освоения природных ресурсов и охраны окружающей среды в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

5) осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

Исполнительный орган государственной власти Кемеровской области отраслевой компетенции, осуществляющий полномочия в области охраны и регулирования использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов в пределах предоставленных ему полномочий, в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов:

1) участвует в разработке проектов решений об образовании территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов регионального значения, об утверждении границ территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов регионального значения, об утверждении положения о правовом режиме территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов регионального значения;

2) по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти устанавливает лимиты использования объектов животного мира для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования;

3) обеспечивает права коренных малочисленных народов на приоритетное пользование животным миром на территориях традиционного расселения в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов в соответствии с федеральным законодательством;

4) осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.».

Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу в день, следующий за днем его официального опубликования.

Губернатор Кемеровской области                   С.Е. Цивилев

г. Кемерово

ххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект закона Кемеровской области

«О внесении изменений в Закон Кемеровской области «О коренных малочисленных народах Кемеровской области»

Тодышев .А. заключение на Проект закона Кемеровской области Извлечение 42-ОЗ, 17.03.19

Экспертное заключение подготовлено на проект закона Кемеровской области «О внесении изменений в Закон Кемеровской области «О коренных малочисленных народах Кемеровской области» (далее – Законопроект) размещенный на сайте Совета народных депутатов Кемеровской области1 для обсуждения и представления замечаний и предложений.

Законопроект направлен на устранение правого пробела в региональном законодательстве в части установления полномочий отдельных исполнительных органов государственной власти Кемеровской области по вопросам защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов.

Согласно пояснительной записки подпунктом 54 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится решение вопросов «организации и обеспечения защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов».

Указанное полномочие, а также более сорока других полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, вытекающих из федеральных законов о правах коренных малочисленных народов, не нашли своего отражения в действующей редакции Закона Кемеровской области от 09 марта 2005г. № 42-ОЗ «О коренных малочисленных народах Кемеровской области» (далее – Закон № 42-ОЗ), в связи с чем коренные малочисленные народы Кемеровской области сталкиваются с проблемами в реализации права на образование территорий традиционного природопользования, осуществления традиционной охоты, на приоритетный доступ к промысловым угодьям, защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни при разработке угольных месторождений открытым способом и других прав по причине отсутствия соответствующих полномочий у уполномоченных органов исполнительной власти Кемеровской области, к компетенции которых относятся вопросы регулирования, управления и осуществления контроля в сфере природных ресурсов, охраны окружающей среды и традиционного природопользования.

Законопроектом исключается ряд полномочий Совета народных депутатов. Указанные полномочия частично передаются Коллегии Администрации Кемеровской области как высшему исполнительному органу государственной власти Кемеровской области, частично распределяются между исполнительными органами государственной власти отраслевой компетенции.

Рассматриваемым законопроектом также закрепляется полномочие Губернатора Кемеровской области по созданию на общественных началах совета представителей коренных малочисленных народов Кемеровской области.

В то же время к законопроекту имеются замечания следующего характера.

Отмечая важность наделения исполнительных органов власти отраслевой компетенции предусмотренных Федеральным законом от 07 мая 2011 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 49-ФЗ) набором полномочий по вопросам образования и охраны территорий традиционного природопользования регионального значения таких как разработка проектов решений «об образовании указанных территорий …на основании лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, общин коренных малочисленных народов или их уполномоченных представителей», «об утверждении их границ» и «об утверждении положения о правовом режиме территорий традиционного природопользования регионального значения» следует обратить внимание на выпавшие из поля зрения разработчиков законопроекта вопросы, которые могут стать очередной причиной для отказа в образовании территорий традиционного природопользования:

1). В указанном наборе полномочий по образованию территорий традиционного природопользования регионального значения есть полномочие по разработке проектов решений «об утверждении положения о правовом режиме территорий традиционного природопользования регионального значения», но нет полномочия по разработке такого положения.

При этом, в полномочиях Коллегии Администрации Кемеровской области (статья 5-1) сохраняется неизменным пункт 4) по утверждению положения о правовом режиме территорий традиционного природопользования регионального значения с участием лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей, как минимум, требующий разделения текста на две части с передачей второй половины данного полномочия на уровень исполнительных органов власти для разработки проекта такого положения и проекта решения об утверждении положения «с участием лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей». Невозможно представить практическую реализацию данного полномочия, когда Коллегия Администрации Кемеровской области будет утверждать положение «с участием лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей». Следовательно в данном полномочии Коллегии Администрации Кемеровской необходимо сохранить только утверждение положений о территориях традиционного природопользования регионального значения.

Необходимость выделения самостоятельного полномочия «по разработке проекта положения о территориях традиционного природопользования регионального значения» вытекает из содержания и правового смысла статьи 11 Федерального закона № 49-ФЗ. Указанная статья регламентирует, что разработка проекта положения о территории традиционного природопользования регионального значения должна осуществляться «с участием лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, и общин коренных малочисленных народов или их уполномоченных представителей».

Следует обратить внимание, что используемое в обсуждаемом законопроекте наименование «положение о правовом режиме территорий традиционного природопользования регионального значения» противоречит статье 11 Федерального закона № 49-ФЗ, закрепляющей норму, что правовой режим территорий традиционного природопользования устанавливается положениями о территориях традиционного природопользования.

В предлагаемой авторами законопроекта правовой конструкции повторяется ошибка прежних лет, когда в Положении о департаменте культуры и национальной политики Кемеровской области, утвержденном постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 30 марта 2010 г. № 127, закреплено полномочие по «развитию территорий традиционного природопользования», но не прописаны полномочия «по образованию этих территорий традиционного природопользования». Как известно, развивать можно только то, что ранее создано или образовано. Применительно к обсуждаемому законопроекту – прежде чем утверждать проект положения о территориях традиционного природопользования регионального значения, этот документ кто-то должен разработать.

С учетом изложенного в целях приведения законопроекта в соответствии с требованиями Федерального закона № 49-ФЗ представляется целесообразным:

— пункт 6) законопроекта дополнить абзацем следующего содержания:

«пункт 4) статьи 5-1 изложить в следующей редакции:

«4) утверждает положения о территориях традиционного природопользования регионального значения;»;

— в пункте 7) законопроекта:

пункт 5) статьи 5-2 в части уполномоченного органа изложить в следующей редакции:

«5) организует разработку проектов решений об образовании территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов регионального значения на основании обращений лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, и общин коренных малочисленных народов или их уполномоченных представителей, об утверждении границ территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов регионального значения;»;

дополнить пунктом 5.1.) следующего содержания:

«5.1.) организует разработку проекта положения о территории традиционного природопользования регионального значения с участием лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, и общин коренных малочисленных народов или их уполномоченных представителей и проекта решения об утверждении положения о территории традиционного природопользования регионального значения;»;

в пункте 1 перечней полномочий отраслевых исполнительных органов власти Кемеровской области слова «правовом режиме» исключить.

2) Завершая анализ полномочий в части территорий традиционного природопользования следует обратить внимание на сохраняющееся в пункте 3) перечня полномочий Коллегии Администрации Кемеровской области (статья 5-1) полномочие «по утверждению границ территорий традиционного природопользования регионального значения различных видов», не соответствующее Федеральному закону № 49-ФЗ. Статьей 5 указанного Федерального закона определены три вида территорий традиционного природопользования: федерального, регионального и местного значения. Согласно статьи 9 Федерального закона № 49-ФЗ границы территорий традиционного природопользования различных видов (читай – федерального, регионального и местного значения) утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Статья 7 Федерального закона № 49-ФЗ, регламентирующая порядок образования территорий традиционного природопользования регионального значения, не предусматривает их деление на различные виды. Следовательно, применение слов «различные виды» в данном случае является избыточным и требует их исключения.

Заслуживает поддержки исключение из полномочий Совета народных депутатов Кемеровской области (статья 4) полномочия «9) по регулированию … отношений в области образования, охраны и использования территорий традиционного природопользования», которое использовалось органами местного самоуправления в качестве повода для отказа в образовании территории традиционного природопользования местного значения. Однако, избирательный подход к исключению из Закона № 42-ОЗ отдельных противоречащих федеральному законодательству норм и оставлению других также противоречащих федеральному законодательству норм свидетельствует либо о небрежности исполнителей, либо об отсутствии знаний законодательства и низком профессиональном уровне специалистов, разрабатывавших проект обсуждаемого закона.

3) Такой же избирательный подход проявляется при унификации терминологии. Так, например, пунктом 3) законопроекта в статье 3 в первом и втором абзацах слова «традиционное хозяйствование» заменяется словами «традиционная хозяйственная деятельность», что в полной мере отвечает требованиям Федерального закона от 27.06.2018 г. № 164-ФЗ об унификации терминологии. Однако термин «места традиционного проживания и хозяйственной деятельности» не приводится в соответствии с этим и другими федеральными законами, в которых этот термин применяется как «места традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности».

Требования законодательной техники о единообразном употреблении терминологии по всему тексту законодательного акта нарушены применительно к дефиниции «коренные малочисленные народы». В одних случаях используется эта дефиниция, в других – термин «малочисленные народы», что является недопустимым.

Учитывая вышеизложенное, в целях унификации и единообразного применения терминологии представляется целесообразным:

пункт 2) законопроекта дополнить словами «слова «или малочисленные народы» исключить, слова «нормативными правовыми актами» заменить словом «законодательством»;

пункт 3) изложить в следующей редакции:

«3) в абзацах первом и втором статьи 3:

— после слов «в местах традиционного проживания и» дополнить словом «традиционной»;

- слова «традиционное хозяйствование» заменить словами «традиционную хозяйственную деятельность» в соответствующем падеже;»;

По всему тексту Закона № 42-ОЗ применить единообразное употребление термина «коренные малочисленные народы» в соответствующих падежах.

4) Указанное выше предложение в части замены слова «нормативными правовыми актами» словом «законодательством» основано на статье 1 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», устанавливающей что Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают эти народы.

Из правового смысла указанной статьи следует, что отнесение иных народов к коренным малочисленным народам осуществляется в таком же порядке: по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают эти народы. Т.е. порядок отнесения иных народов к коренным малочисленным народам определен указанным федеральным законом. На подзаконном уровне не существует нормативных правовых актов, определяющих указанный порядок отнесения народов к коренным малочисленным народам. Поэтому представляется целесообразным внести предлагаемое изменение. Тем более, что в пункте 1) статьи 5-1 Закона № 42-ОЗ закреплено полномочие Коллегии Администрации Кемеровской области в части направления в Правительство Российской Федерации представления по формированию Единого перечня коренных малочисленных народов Российской Федерации.

5) Обращает на себя внимание очередная избирательность разработчиков законопроекта. Согласно преамбуле действующей редакции Закона № 42-ОЗ и обсуждаемого законопроекта полномочия органов государственной власти Кемеровской области по защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Кемеровской области устанавливаются в том числе в соответствии с Федеральным законом «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» и иными федеральными законами.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» в пункте 1) статьи 5-1 Закона № 42-ОЗ закреплено полномочие Коллегии Администрации Кемеровской области в части направления в Правительство Российской Федерации представления по формированию Единого перечня коренных малочисленных народов Российской Федерации.

В то же время разработчиками законопроекта оставлены без внимания предложения Совета старейшин шорского народа1 в части наделения Коллегии Администрации Кемеровской области аналогичным полномочием, вытекающим из части 2 статьи 5 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» о направлении в Правительство Российской Федерации представления о включении территорий традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Кемеровской области в перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации2 (далее — Перечень).

О необходимости включения в указанный Перечень территорий в границах муниципальных образований, в которых проживают шорцы и телеуты, вместо перечня населенных пунктов организации коренных малочисленных народов обращаются во все инстанции начиная с 2009 года.

К примеру, в соответствии с решением Совета старейшин шорского народа от 02 февраля 2018 года обращения с просьбой включить в указанный Перечень территории в границах в границах муниципальных образований (МО «Междуреченский городской округ», МО «Мысковский городской округ», МО «Новокузнецкий городской округ», МО «Осинниковский городской округ», МО «Таштагольский муниципальный район», МО «Новокузнецкий муниципальный район», МО «Калтанский городской округ», МО «Гурьевский муниципальный район», МО «Беловский муниципальный район», МО «Беловский городской округ») были направлены Губернатору Кемеровской области, а также руководителям федеральных министерств и ведомств, ответственных за выполнение мероприятия пункта 1 Плана мероприятий по реализации в 2016—2025 гг. Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2016 № 1792-р, в части совершенствования указанного Перечня3.

По Кемеровской области в указанный Перечень включены только отдельные населенные пункты. В Перечне отсутствуют места традиционной хозяйственной деятельности шорцев и телеутов. По этой причине в течении многих лет Департамент по охране объектов животного мира Кемеровской области не проставляет в охотничьих билетах шорцев и телеутов предусмотренной законодательством специальной отметки (какая вам охота в населенных пунктах?)4 и фактически лишает шорцев и телеутов законного права на осуществление охоты свободно (без каких-либо) разрешений. А Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области, являясь уполномоченным органом исполнительной власти в сфере защиты прав коренных малочисленных народов, в ответ на обращения коренных народов заявляет, что в случае включения в Перечень территорий муниципальных образований «указанные земли автоматически выводятся из хозяйственно-промышленного оборота, что влечет сокращение налогооблагаемой базы»5.

На просьбы организаций коренных народов внести в Правительство Российской Федерации представление за подписью Губернатора Кемеровской области о внесении изменений в указанный Перечень в части включения территорий в границах муниципальных образований руководство Департамента культуры и национальной политики Кемеровской области заявляет, что «инициирование вопроса о внесении изменений в действующее распоряжение является прерогативой Федерального агентства по делам национальностей»6

Письмом от 10.05.2018 № 1378-01.1-02-МИ, адресованном главе Совета старейшин шорского народа заместитель руководителя Федерального агентства по делам национальностей М.В. Ипатов дает пояснение, что в соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» Перечень утверждается Правительством Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживают коренные малочисленные народы Российской Федерации.

Далее рекомендуется обращаться с соответствующим предложением в Коллегию Администрации Кемеровской области потому что в соответствии с законодательством единственным основанием для инициирования внесения соответствующих изменений в Перечень является представление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное в целях приведения Закона № 42-ОЗ в соответствие с частью 2 статьи 5 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» представляется актуальным и важным в пункте 6) законопроекта перечень полномочий Коллегии Администрации Кемеровской области дополнить пунктом 5-3) следующего содержания:

«5-3) направляет в Правительство Российской Федерации представления о включении территорий традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Кемеровской области в перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, а также о внесении в него изменений и дополнений;».

Одновременно в пункте 7) законопроекта в статье 5-2 в части уполномоченного органа Кемеровской области дополнить пунктом 7-1) следующего содержания:

«7-1) обеспечивает подготовку представления в Правительство Российской Федерации о включении территорий традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Кемеровской области в перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, а также о внесении в него изменений и дополнений;».

6) Завершая анализ полномочий Коллегии Администрации Кемеровской области следует обратить внимание еще на одно важное, но также неучтенное предложение Совета старейшин шорского народа, направленное на урегулирование проблемы реализации шорцами и телеутами права на назначение социальной пенсии по старости.

При формировании перечня районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2015 года № 1049 в соответствии с пунктом 6 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Перечень № 1049) в этот перечень «забыли» включить 22 таежных поселка Горной Шории.

В Кемеровской области до сих пор никто не принимает никаких шагов по исправлению допущенной в 2015 году ошибки, в результате которой граждане из числа шорцев, зарегистрированные в этих 22-х «забытых» поселках, при достижении пенсионного возраста не могут оформить социальную пенсию по старости. Обращения организаций коренных малочисленных народов остаются без внимания региональной власти. Вместо подготовки и направления за подписью Губернатора Кемеровской области представления в Правительство Российской Федерации о внесении изменений в указанный Перечень № 1049 в части включения «забытых» населенных пунктов Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области направляет ответы с объяснениями, что в 2015 году они не согласовывали проект Перечня № 1049.

Учитывая изложенное в целях разграничения полномочий исполнительных органов государственной власти Кемеровской области в сфере установления социальной пенсии по старости для коренных малочисленных народов представляется целесообразным в пункте 6) законопроекта перечень полномочий Коллегии Администрации Кемеровской области дополнить пунктом 5-4) следующего содержания:

«5-4) направляет в Правительство Российской Федерации представления о включении территорий традиционного проживания коренных малочисленных народов Кемеровской области в перечень районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости, а также внесения в него изменений и дополнений.»;

Одновременно в пункте 7) законопроекта в статье 5-2 в части уполномоченного органа Кемеровской области дополнить пунктом 7-2) следующего содержания:

«7-2) обеспечивает подготовку представления в Правительство Российской Федерации о включении территорий традиционного проживания коренных малочисленных народов Кемеровской области в перечень районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости, а также внесения в него изменений и дополнений.».

7) Следует отметить, что авторами законопроекта принято решение оставить без изменений определение термина «места традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов – указанные в Постановлении Правительства Российской Федерации «О перечне районов проживания малочисленных народов Севера» районы проживания коренных малочисленных народов Севера». Трудно понять чем руководствовались специалисты, оставляя определение данного термина в неизменном виде. Налицо очередное проявление халатности и небрежности.

Таким образом, предлагается сохранить:

а) наименование термина, противоречащего требованиям Федерального закона от 27.06.2018 г. № 164-ФЗ об унификации терминологии, в соответствии с которым указанный термин именуется теперь как «места традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации»;

б) ссылку на утратившее силу в 2009 году Постановление Правительства Российской Федерации от 11.01.1993 № 22 «О перечне районов проживания малочисленных народов Севера».

Такой подход противоречит требованиям законодательной техники. Представляется целесообразным привести наименование данного термина в соответствие с Федеральным законом от 27.06.2018 г. № 164-ФЗ об унификации терминологии и дать новое определение. Например, за основу взять предложение Совета старейшин шорского народа:

«места традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов – территории традиционного расселения предков коренных малочисленных народов Кемеровской области в границах муниципальных образований, в пределах которых лица, относящиеся к коренным малочисленным народам, сохраняют постоянное проживание, ведение традиционного образа жизни и осуществление традиционной хозяйственной деятельности».

8) Следует также обратить внимание, что в статье 1 действующей редакции Закона № 42-ОЗ отсутствуют определения терминов, которые используются в последующих его статьях. Так, например, дается определение термина «земли традиционного природопользования», но отсутствует определение термина «территории традиционного природопользования». В тексте закона также используются термины «традиционный образ жизни», «исконная среда обитания», «уполномоченные представители коренных малочисленных народов», «общины» и «традиционное природопользование», определение которых целесообразно указать в статье 1 Закона № 42-ОЗ.

9) Пунктом 4) законопроекта обоснованно сокращается перечень избыточных полномочий Совета народных депутатов. В то же время является дискуссионным исключение из компетенции регионального парламента полномочие «5)  наделяет органы местного самоуправления отдельными полномочиями по защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов с передачей указанным органам необходимых материальных и финансовых средств». В связи с чем представляется целесообразным рассмотреть возможность оставить Совету народных депутатов данное полномочие.

10). Пунктом 5) законопроекта предлагается дополнить Закон № 42-ОЗ статьей 4-1. Полномочия Губернатора Кемеровской области по защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов.

В то же время законопроектом не предлагается признать утратившей силу статью 5 Закона № 42-ОЗ с таким же названием и таким же набором полномочий, но без унификации терминологии.

Представляется целесообразным устранить последствия очередной небрежности разработчиков законопроекта.

11). В пункте 7) законопроекта абзацем первым статьи 5-2 в качестве уполномоченного органа Кемеровской области предлагается признать исполнительный орган государственной власти Кемеровской области отраслевой компетенции, осуществляющий реализацию государственной политики в сфере межнациональных отношений, с чем невозможно согласиться по следующим основаниям:

Во-первых, текст действующей и предлагаемой к упразднению редакции абзаца первого статьи 5-2 «исполнительный орган государственной власти Кемеровской области, осуществляющий отдельные государственные полномочия в области защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов» в полной мере соответствует целям трех федеральных законов, поименованных в преамбуле Закона № 42-ОЗ, в соответствии с которыми устанавливаются полномочия исполнительных органов власти Кемеровской области по защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Кемеровской области. В то время как термин «межнациональные отношения» в законодательстве о правах коренных малочисленных народов не используется. С учетом этого целесообразно сохранить наименование уполномоченного органа Кемеровской области в действующей редакции, нежели менять его на «межнациональные отношения»;

Во-вторых, слова «отраслевой компетенции» целесообразно исключить из абзаца первого статьи 5-2 как избыточные и не отражающие суть уполномоченного исполнительного органа власти, занимающегося вопросами коренных малочисленных народов, которые относят больше к органам специальной компетенции, нежели к отраслевой;

В-третьих, законодатель выделяет коренные малочисленные народы в особую уязвимую группу этносов, нуждающихся в государственной поддержке и защите, в связи с чем наряду с имеющимся набором прав человека и гражданина законодатель наделяет эти народы и лица, относящиеся к коренным малочисленным народам, дополнительными правами, льготами и приоритетами, закрепленными в федеральных законах. Такие законы специалисты называют законами о правах коренных малочисленных народов. Соответственно, исполнительные органы государственной власти, уполномоченные заниматься вопросами защиты прав коренных малочисленных народов или вопросами (делами) коренных малочисленных народов, называют уполномоченными исполнительными органами власти в сфере защиты прав коренных малочисленных народов;

В-четвертых, пунктом 1 положения о Федеральном агентстве по делам национальностей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2015 г. № 368, Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН) определяется как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по осуществлению мер, направленных на «защиту прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов Российской Федерации».

Пунктом 5 Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года № 1666, к основным вопросам государственной национальной политики Российской Федерации, требующим особого внимания государственных и муниципальных органов, относит «обеспечение прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств».

С учетом вышеизложенного представляется целесообразным в пункте 7) законопроекта абзац первый статьи 5-2 изложить в следующей редакции:

«Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Кемеровской области, осуществляющий реализацию государственной политики в сфере защиты прав коренных малочисленных народов (далее — уполномоченный орган):».

В-пятых, в качестве уполномоченного органа решением Губернатора Кемеровской области может быть определен любой исполнительный орган власти Кемеровской области. Сегодня этим органом является Департамент культуры и национальной политики, завтра структура исполнительных органов власти Кемеровской области может измениться, в связи с чем уполномоченным органом может быть определен другой исполнительный орган Кемеровской области. Однако и тот и другой будут являться уполномоченным исполнительным органом государственной власти Кемеровской области, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере защиты прав коренных малочисленных народов. Важно, что очередная административная реформа не потребует внесения изменений в Закон № 42-ОЗ.

12) По тексту законопроекта имеется ряд замечаний юридико-технического и лингвистического характера.

13) Принимая во внимание скромный перечень полномочий Департамента культуры и национальной политики Кемеровской области, закрепленных в положении о Департаменте, как уполномоченного органа Кемеровской области в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов, представляется целесообразным вернуться к предлагаемым Советом старейшин шорского народа полномочиям для уполномоченного органа.

Например, полномочие Губернатора Кемеровской области по созданию совета представителей коренных малочисленных народов не подкрепляется соответствующим полномочием уполномоченного органа (Департамента культуры и национальной политики) по разработке проекта положения о совете и проекта решения о создании указанного совета представителей коренных малочисленных народов при Губернаторе Кемеровской области.

Также представляется целесообразным определить уполномоченный орган в качестве координатора деятельности всех органов исполнительной власти отраслевой компетенции по вопросам защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов.

Вывод: законопроект требует серьезной доработки и устранения указанных замечаний. Не может быть поддержан в представленном виде.

Тодышев Михаил Анатольевич 17 марта 2019 года

государственный советник Российской Федерации 3 класса;

юрист, эксперт по законодательству о правах коренных народов;

член Экспертного совета Комитета Государственной Думы по делам национальностей (2002—2008 гг.);

член Экспертного совета Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии (2003—2015 гг.);

член Экспертно-консультативного совета по делам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе (2011—2016);

член Рабочей группы Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера по совершенствованию законодательства о правах коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (2014-н.в.);

эксперт подкомитета по законодательному обеспечению защиты прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации Комитета Государственной Думы по делам национальностей (2017 — н.в.);

эксперт Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (2017 — н.в.);

эксперт Рабочей группы по коренным и коренным малочисленным народам Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (2019 – н.в.);

почетный член Совета старейшин шорского народа (2015-н.в.);

тел. +7 (926) 221-24-63;

Email:mtodishev@mail.ru

1 Направленны председателю Совета народных депутатов Кемеровской области В.А. Петрову письмом от 24 декабря 2018 года № 49 и размещены на сайте http://shor-people.ru/news/4879.html

2 Утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 г. № 631-р

3 Мероприятие по подготовке предложений по совершенствованию перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов включено распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.08.2017 № 1683-р.

4 См. письмо заместителя Губернатора Кемеровской области Е.А. Жидковой от 13.02.2018 № И-11-25/1207 главе ОД «Совет старейшин шорского народа» Кемеровской области.

5 См. письмо начальника Департамента культуры и национальной политики Кемеровской области от 03.04.2018 № 01-09/08-849 главе ОД «Совет старейшин шорского народа» Кемеровской области.

6 См. там же.

1 http://www.sndko.ru/zakonotvorchestvo/proektyi-normativnyix-pravovyix-aktov-kemerovskoj-oblasti (размещено 19.02.2019 г.)

хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх

Извлечения_____________________________________________________   13/03/2019

КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН О КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДАХ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Извлечения__________________________________________________________________13/03/2019

КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН

О КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДАХ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Настоящий Закон в соответствии с федеральными законами «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», иными федеральными законами устанавливает полномочия Совета народных депутатов Кемеровской области и Администрации Кемеровской области по защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Кемеровской области и направлен на обеспечение их прав на самобытное социально-экономическое и культурное развитие.

Настоящий Закон в соответствии с федеральными законами «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», иными федеральными законами устанавливает полномочия органов государственной власти Кемеровской области по защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Кемеровской области, а также регулирует отдельные вопросы деятельности общин коренных малочисленных народов Кемеровской области и направлен на обеспечение прав коренных малочисленных народов Кемеровской области на самобытное социально-экономическое и культурное развитие.

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Законе применяются понятия, определенные в федеральных законах «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», иных федеральных законах, а также в целях настоящего Закона применяются следующие понятия:

коренные малочисленные народы Кемеровской области (далее — коренные малочисленные народы или малочисленные народы) — народы, проживающие в Кемеровской области на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование хозяйственную деятельность и промыслы, насчитывающие менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. К коренным малочисленным народам относятся шорцы и телеуты. Иные народы, отвечающие требованиям, установленным абзацем первым настоящей статьи, могут быть отнесены к коренным малочисленным народам в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации;

(в ред. Закона Кемеровской области от 08.04.2008 N 20-ОЗ)

места традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов — указанные в Постановлении Правительства Российской Федерации «О перечне районов проживания малочисленных народов Севера» районы проживания малочисленных народов Севера в Кемеровской области;

земли традиционного природопользования — земельные участки, являющиеся составной частью территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов, представляющие собой природный комплекс, природные ресурсы которого пригодны для ведения традиционного природопользования;

Статья 2. Законодательство Кемеровской области о коренных малочисленных народах

Законодательство Кемеровской области о коренных малочисленных народах основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Кемеровской области и состоит из настоящего Закона, иных законов Кемеровской области и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Кемеровской области.

Статья 3. Сфера действия настоящего Закона

Действие настоящего Закона распространяется на лиц, относящихся к малочисленным народам, постоянно проживающих в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование традиционную хозяйственную деятельность и занимающихся традиционными промыслами.

Действие настоящего Закона распространяется также на лиц, которые относятся к малочисленным народам, постоянно проживают в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и для которых традиционное хозяйствование традиционная хозяйственная деятельность и занятие традиционными промыслами являются подсобными видами деятельности по отношению к основному виду деятельности в других отраслях народного хозяйства, социально-культурной сфере, органах государственной власти или органах местного самоуправления.

Статья 4. Полномочия Совета народных депутатов Кемеровской области по защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов

Совет народных депутатов Кемеровской области в области защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов:

1) законодательно регулирует вопросы:

(в ред. Закона Кемеровской области от 04.06.2007 N 62-ОЗ)

социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов, в том числе предусматривающие помощь малочисленным народам и их объединениям для реформирования всех форм воспитания и обучения подрастающего поколения малочисленных народов с учетом традиционных образа жизни и хозяйствования малочисленных народов;

использования и охраны земель традиционного природопользования коренных малочисленных народов и других природных ресурсов; освоения природных ресурсов и охраны окружающей природной среды в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

2) регулирует порядок передачи объектов государственной собственности Кемеровской области общинам малочисленных народов и лицам, относящимся к малочисленным народам;

(в ред. Закона Кемеровской области от 08.04.2008 N 20-ОЗ)

3) участвует в регулировании отношений между областным бюджетом и местными бюджетами по выделению средств на социально-экономическое и культурное развитие малочисленных народов, защиту исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов;

4) исключен. — Закон Кемеровской области от 08.04.2008 N 20-ОЗ;

5) наделяет органы местного самоуправления отдельными полномочиями по защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов с передачей указанным органам необходимых материальных и финансовых средств;

6) предусматривает в соответствии с федеральным законодательством случаи, когда в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов может быть установлен особый правовой режим;

7) устанавливает необходимые малочисленным народам льготы по землепользованию и природопользованию для защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов;

8) регулирует в соответствии с федеральным законодательством особенности организации и деятельности общин малочисленных народов и иных объединений малочисленных народов;

9) регулирует в соответствии с федеральным законодательством отношения в области образования, охраны и использования территорий традиционного природопользования;

10) определяет в соответствии с федеральным законодательством цели организации и деятельности общин малочисленных народов;

11) устанавливает в соответствии с федеральным законодательством перечень сведений, которые должны быть определены в учредительных документах общины малочисленных народов, дополнительно к установленным федеральным законом;

12) устанавливает сроки и порядок сообщения общиной малочисленных народов в органы государственной власти и (или) местного самоуправления об изменениях в своем уставе;

13) устанавливает порядок использования членами общины малочисленных народов объектов животного и растительного мира, общераспространенных полезных ископаемых и других природных ресурсов для нужд традиционных хозяйствования и промыслов;

14) устанавливает порядок и срок направления в органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления решения о ликвидации общины малочисленных народов, если она не проходила государственную регистрацию;

15) — 16) исключены. — Закон Кемеровской области от 08.04.2008 N 20-ОЗ;

17) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, Уставом Кемеровской области, настоящим Законом и иными законами Кемеровской области.

Статья 4. Полномочия Совета народных депутатов Кемеровской области по защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов

Совет народных депутатов Кемеровской области в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов:

1) принимает законы Кемеровской области и осуществляет контроль за их исполнением;

2) утверждает в составе областного бюджета расходы на социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов;

3) осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

Статья 4-1 Полномочия Губернатора Кемеровской области по защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов

Губернатор Кемеровской области в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов:

1) создает на общественных началах совет представителей коренных малочисленных народов для защиты прав и законных интересов указанных народов;

2) осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

Статья 5. Полномочия Губернатора Кемеровской области по защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов

(в ред. Закона Кемеровской области от 08.04.2008 N 20-ОЗ)

Губернатор Кемеровской области в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов:

1) создает на общественных началах при органах исполнительной власти Кемеровской области советы представителей малочисленных народов для защиты прав и законных интересов указанных народов;

2) осуществляет иные полномочия, установленные федеральным законодательством, законодательством Кемеровской области, а также соответствующими соглашениями с федеральными органами исполнительной власти.

Статья 5-1. Полномочия Коллегии Администрации Кемеровской области по защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования хозяйственной деятельности и промыслов малочисленных народов

(введена Законом Кемеровской области от 08.04.2008 N 20-ОЗ)

Коллегия Администрации Кемеровской области в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования хозяйственной деятельности и промыслов малочисленных народов:

1) направляет в Правительство Российской Федерации представления по формированию Единого перечня коренных малочисленных народов Российской Федерации;

2) принимает решения об образовании территорий традиционного природопользования регионального значения на основании обращений лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей;

3) утверждает границы территорий традиционного природопользования регионального значения различных видов;

4) утверждает положение о правовом режиме территории традиционного природопользования регионального значения с участием лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей;

5) принимает решения по обеспечению охраны окружающей среды в пределах границ территорий традиционного природопользования;

5-1) утверждает государственные программы Кемеровской области в сфере социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов, а также использования и охраны земель традиционного природопользования коренных малочисленных народов и других природных ресурсов;

5-2) регулирует порядок передачи государственной собственности Кемеровской области общинам коренных малочисленных народов и лицам, относящимся к коренным малочисленным народам;

6) осуществляет иные полномочия, установленные федеральным законодательством, законодательством Кемеровской области, а также соответствующими соглашениями с федеральными органами исполнительной власти.

Статья 5-2. Полномочия органа исполнительной власти Кемеровской области, осуществляющего отдельные государственные полномочия в области защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов

(введена Законом Кемеровской области от 08.04.2008 N 20-ОЗ)

Исполнительный орган государственной власти Кемеровской области, осуществляющий отдельные государственные полномочия в области защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов:

1) участвует в реализации федеральных программ социально-экономического и культурного развития малочисленных народов;

2) разрабатывает и реализует региональные целевые программы социально-экономического и культурного развития малочисленных народов, а также использования и охраны земель традиционного природопользования малочисленных народов и других природных ресурсов;

3) согласовывает с федеральными органами государственной власти ограничения нетрадиционной для малочисленных народов хозяйственной деятельности организаций, находящихся в федеральной собственности, в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов;

4) в пределах своих полномочий ограничивает хозяйственную деятельность организаций всех форм собственности в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов;

5) информирует население об образовании территорий традиционного природопользования регионального значения;

6) вправе оказывать помощь общинам малочисленных народов, союзам (ассоциациям) общин малочисленных народов в виде:

заключения с общинами малочисленных народов, союзами (ассоциациями) общин малочисленных народов договоров на выполнение работ и предоставление услуг в соответствии с гражданским законодательством;

целевой подготовки кадров по профессиям, необходимым общинам малочисленных народов, союзам (ассоциациям) общин малочисленных народов для самоуправления и традиционного хозяйствования малочисленных народов;

бесплатной консультативной помощи по вопросам традиционного хозяйствования малочисленных народов;

социального заказа на разработку и реализацию региональных и местных программ социально-экономической помощи общинам малочисленных народов, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

7) осуществляет иные полномочия, установленные федеральным законодательством, законодательством Кемеровской области, а также соответствующими соглашениями с федеральными органами исполнительной власти.

Статья 5-2. Полномочия исполнительных органов государственной власти Кемеровской области по защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов

Исполнительный орган государственной власти Кемеровской области отраслевой компетенции, осуществляющий реализацию государственной политики в сфере межнациональных отношений (далее – уполномоченный орган Кемеровской области):

1) участвует в реализации федеральных программ социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов;

2) разрабатывает и реализует государственные программы Кемеровской области в сфере социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов, а также использования и охраны земель традиционного природопользования коренных малочисленных народов и других природных ресурсов;

3) согласовывает с федеральными органами государственной власти ограничения нетрадиционной для коренных малочисленных народов хозяйственной деятельности организаций, находящихся в федеральной собственности, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

4) в пределах своих полномочий ограничивает хозяйственную деятельность организаций всех форм собственности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

5) организует разработку проектов решений об образовании территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов регионального значения на основании обращений лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, и общин коренных малочисленных народов или их уполномоченных представителей, об утверждении границ территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов регионального значения, об утверждении положения о правовом режиме территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов регионального значения;

6) информирует население об образовании территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов регионального значения;

7) оказывает помощь общинам коренных малочисленных народов, союзам (ассоциациям) общин коренных малочисленных народов в виде:

заключения с общинами коренных малочисленных народов, союзами (ассоциациями) общин коренных малочисленных народов договоров на выполнение работ и предоставление услуг в соответствии с гражданским законодательством;

целевой подготовки кадров по профессиям, необходимым общинам коренных малочисленных народов, союзам (ассоциациям) общин коренных малочисленных народов для самоуправления и традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов;

бесплатной консультативной помощи по вопросам традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов;

социального заказа на разработку и реализацию государственных программ Кемеровской области и муниципальных программ социально-экономической помощи общинам коренных малочисленных народов, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

8) осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

Исполнительный орган государственной власти Кемеровской области отраслевой компетенции, проводящий государственную политику в сфере лесных отношений на территории Кемеровской области в пределах предоставленных ему полномочий, в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов:

1) участвует в разработке проектов решений об образовании территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов регионального значения, об утверждении границ территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов регионального значения, об утверждении положения о правовом режиме территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов регионального значения;

2) организует использование лесов, их охрану (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиту (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводство (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) в местах традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях;

3) обеспечивает реализацию права лиц, относящихся к коренным малочисленным народам и ведущих традиционный образ жизни, на бесплатную заготовку древесины для собственных нужд в местах традиционной хозяйственной деятельности на землях лесного фонда;

4) осуществляет федеральный лесной надзор (лесную охрану) на землях лесного фонда на территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов регионального значения в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации;

5) осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

Исполнительный орган государственной власти Кемеровской области отраслевой компетенции, проводящий государственную политику в сфере недропользования, водных отношений и охраны окружающей среды на территории Кемеровской области в пределах предоставленных ему полномочий, в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов:

1) участвует в разработке проектов решений об образовании территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов регионального значения, об утверждении границ территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов регионального значения, об утверждении положения о правовом режиме территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов регионального значения;

2) осуществляет региональный государственный экологический надзор в пределах своей компетенции на территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов регионального значения;

3) защищает интересы малочисленных народов при пользовании участками недр, расположенных в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

4) обеспечивает участие коренных малочисленных народов, объединений коренных малочисленных народов, лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, в проведении экологических экспертиз при разработке государственных программ Кемеровской области освоения природных ресурсов и охраны окружающей среды в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

5) осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

Исполнительный орган государственной власти Кемеровской области отраслевой компетенции, осуществляющий полномочия в области охраны и регулирования использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов в пределах предоставленных ему полномочий, в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов:

1) участвует в разработке проектов решений об образовании территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов регионального значения, об утверждении границ территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов регионального значения, об утверждении положения о правовом режиме территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов регионального значения;

2) по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти устанавливает лимиты использования объектов животного мира для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования;

3) обеспечивает права коренных малочисленных народов на приоритетное пользование животным миром на территориях традиционного расселения в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов в соответствии с федеральным законодательством;

4) осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

Примечания:

1. Текст зачеркнутый красного цвета — предложение авторов законопроекта к исключению;

2. Текст полужирный синего цвета — предложение авторов законопроекта к принятию;

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь