В древние и средние века телеуты  вставали, жили и ложились по солнечным часам. Люди жили естественно, в соответствии с окружающей их природой.   Зима была самым тяжелым временем в жизнIMG_9878и кочевников. Изнурительный холод, сильные ветры, нехватка подножного корма для скота. Снегопады нередко вели бескормице и падежу скота. Поэтому телеуты зиму называли периодом Смерти. В зимний период пожилые люди рассказывали сказки, легенды, считая, что это дает энергию. День зимнего солнцестояния, 22 декабря,  праздновали повсеместно, потому что с этого дня начинали увеличиваться дни, когда солнце завершало свой годовой цикл и должно было возвратиться вновь называли  этот день “малым Новым годом”. 

   Новогодний праздник у телеутов приходился на период, когда обозначались первые признаки пробуждения природы, называли его временем Рождения.

   И вот наступало 20 IMG_9751марта. В домах наводили порядок. Вечером за праздничным столом провожали старый год и ложились спать. Начало года понималось как начало творения. Утром 21 марта наступал настоящий праздник — Новый год (Jил пажы). Каждая семья старалась как можно лучше угостить духов своих предков. Новогодние застолья, полные особого смысла игры, хождения из дома в дом и взаимные поздравления, пожелания здоровья и счастья, обмен подарками. В культуре телеутов это все занимало важное место. Считали, что каким будет первый день Нового года, таким будет и весь год.

 Идея воссоздания исконно телеутских праздников вызревала у работников этнокульткрного образовательного центра «Айас» при школе с. Беково давно, всё это, разумеется, требовало предварительного сбора информации о порядках празднования, исследовательской работы со стороны школьников и руководителей.  Первым опытом явилось проведение праздника «Кöлöдö» в школе. Опыт оказался удачным, что и воодушевило группу единомышленников, состоящую из учителей и учащихся провести один из главных праздников телеутов-тюрков Jил пажы – Новый год. Как всегда катастрофически не хватало времени, поэтому празднование передвинули с конца марта на начало апреля, да и весна будто поджидала, не балует она нынче. И вот 6 апреля со сцены СДК Беково зазвучали вновь старинные мелодии, приветствующие начало весны, начало возрождеIMG_9811ния, начало года. Jил пажы – так и переводится дословно – «голова года». Праздник начался со слов приветствия и благопожеланий на грядущий год «главы» школы и руководителя центра «Айас»  Якучаковой Т.Н.

  Первым этапом встречи нового и прощанья со старым годом  являлся обновление сома - сом jангыртары у телеутов. Сом — молодые березки, которые телеуты ставят около своих домов в начале лета, в честь пяти наиболее уважаемых ими духов. Сооружается он при женитьбе сына, причем количество березок зависит от родовой принадлежности супруга.  К каждой березке привязываются по две ленты -  jалама белого, красного, синего цветов. Белая лента посвящается Луне, красная — Огню, синяя — Небу. Сом обновляется каждый год главой семейства, жизненную силу которого он (сом) охраняет.

 Роль главы семейства на празднике исполнял А.Ф. Тодышев , зам по БЖ школы. Он-то и прочитал важнейшее обращение  к таинственным духам, с которыми общаются  только мужчины семьи. Звучала телеутская речь-заклинание, смысл которого в мольбе о благополучии и здоровье семьи.

Ради дома находящихся,
Ради стада моего в табунах,
...........................
Мольбу мою услышьте,
Поклоны мои заметьте!

Вторым этапом является обращение к духам-хозяевам данной местности с просьбой о ниспослании благополучия всем жителям данного села, о приумножении голов скота, мальков рыбы и детенышей диких животных. В с.Чолкой местом проведения жертвоприношений служила гора Ыйык Туу , или Острая гора, как называют её по старинке в селе. Роли посвященных, jарлыкчи, исполнили учащиеся 8 кл., Чичимов А., и 5 кл – Тодышев Д.

 Разносится по залу очищающий запах можжевельника, очень значимого в ритуале кормления хозяев местности. Jарлыкчы берет в руки зажженную веточку вереска и, произнося благопожелания, обходит кругом всех присутствующих. После этого он окропляет все вышеперечисленное кобыльим молоком утреннего надоя, никем не пригубленным и специально несоленым бульоном. Все это время jарлык произносит благопожелания, славя духов-хозяев местностей, обращается с IMG_9840просьбами о благополучии также к Солнцу и Луне, к небесным божествам. По окончании церемонии jарлыкчы бросает опустевшую деревянную чашку для кропления и по тому, как она упадет, вниз или вверх дном, смотрит, принята ли жертва. Если чашка упала вниз дном, значит, жертвы приняты и наступивший год будет благополучным. Думается, что год нынешний будет благополучным.

  Последний этап в праздновании Нового года — весенние игры с пением табыр.  Образ Табыра являлся олицетворением дождя, который способствовал плодородию. Табыр всегда выступает с плеткой – что связано с кочевым образом жизни телеутов. Также он выступал покровителем любви и браков, от него зависели и дождь, и ясная погода, богатый урожай, счастье и благословение людей. И не зря телеуты говорят «звать» Табыр. Исполнением песни «Табыр» они призывают весеннего бога дождя и плодородия.

— А теперь приглашаем на сцену всех желающих исполнить традиционную весеннюю песню «Табыр», — прозвучало со сцены…

 Неторопливо, с достоинством поднялись приглашенные старожилы: Чештанова В.Н., Шадеева В.Е.  И потянулись за ними учащиеся… вторили детские голоса торжественным звукам старинной песни в их исполнении.  Звучал чистый сильный голос Кочубеевой М.Ф, человека, посвятившего значительную часть своей школьной жизни возрождению культуры и традиций телеутского народа. И это было уже другое незапланированное действо, не было в этой песне четкой отработанности, отрепетированности, но было какое-то естественное, искреннее единение людей нескольких поколений, объединенных завораживающим мотивом… 

 Песней «Табыр» был открыт следующий этап – состязания в национальных играх:«Тебек» -  набивание ногой волана из, обшитого шкурой свинца           (судья –Тодышев  А.Ф.) –победитель Кобзев Ю(6 кл.); «Камчы» — сбивание плетью «малакай» — косточек (судья — Кочубеева М.Ф.)  — победитель Петрова Ю(8 кл); метание аркана(судья — Лемжина Е.М.) – победитель Чичимов С (8 кл); перетягивание палки (судья — Манина А.В.) – победитель Максимов М(8 кл), стрельба из лука(судья — Хамамдиярова З.К.) – победитель Ткачук И (6 кл); перебрасывание камня через плечо(судья -Ясаков М.В.) – победитель Максимов М (8 кл); состязание едоков – самый шумный и веселый конкурс(судья -Искандарова Т.С.) – победитель Каргина К ( 7 кл). По итогам состязаний в лидеры выбился 8 класс.

  А после праздника было сказано много добрых, хороших слов гостями праздника и участниками его. Все присутствующие сошлись во мнении, что этот праздник привнес новое в восприятие уже привычных слов «сохранение телеутской культуры и традиций». И как напутствие прозвучали слова Чештановой В.Н., что нужно сделать так, чтобы этот праздник был возрождён и стал ежегодным традиционным праздником в селе, а люди потянутся. Слова старожилов явились высокой оценкой проведенному мероприятию, и  значит, есть над чем работать дальше  этнокультурному образовательному центру «Айас»  и есть, к чему стремиться далее…

С Новым годом, с новыми свершениями!

  Лемжина Е.М., куратор этнокультурного образовательного  центра «Айас», п. Беково,  Беловский йон