Известно, что в Кунсткамере хранятся фотографии и многие редкие предметы утвари, одежды и быта шорского народа, собранные этнографами в прошлом столетии. Например, шуба, изготовленная из войлока, украшения (кольца, бусы, ушные подвески), воротники, пояса, платья, рубахи, шапки, обувь и др.  Первые шорские костюмы в Новокузнецке были изготовлены именно по материалам из этого музея. Фотографии, описание атрибутов и костюмов привезла Лариса Тенешева, которая училась в Полярной академии в Санкт-Петербурге. Примерно в это же время, в 1998году, в Кемерово был издан каталог этнографических коллекций музеев России т. 4, «Одежда и украшения», автором которого является Т. Кимеева.

 Вскоре оказалось, что большая часть фотографий и пленка были утрачены. Поэтому была давняя мечта восстановить фотоколлекцию. С этой целью Новокузнецкая организация «Шория» начала переписку с руководством Кунсткамеры о возможности получения фотокопий шорских материалов с условием безвозмездной передачи музею печатной продукции, изданной по инициативе НГОО «Шория». Согласие было получено и во время пребы-вания в Санкт-Петербурге в октябре 2011г  большую часть материалов музея удалось запечатлеть и восполнить архив организации «Шория».

 Во время работы в Кунсткамере, выяснилось, что специалистами отдела этнографии Сибири подготовлена к изданию книга с уникальными архивными материалами известного этнографа, фольклориста, лингвиста Надежды Петровны Дыренковой. Издание неопубликованных материалов Дыренковой является важным и долгожданным событием для тюркских народов Сибири и особенно для шорского народа, т.к.  фольклорных и исследовательских материалов по этой теме очень мало.

В настоящее время все изданные книги Н.П. Дыренковой являются большой редкостью, их нет во многих библиотеках Сибири, в том числе и в Кемеровской области. Поэтому с большим нетерпением ждем выпуска нового издания.

Справка: Первый русский музей — Кунсткамера (в переводе с немецкого — «кабинет редкостей») — был создан на основе личных коллекций Петра I. Среди экспонатов музея были анатомические и биологические редкости, предметы искусства, редкие книги, археологические находки. С 1704 по 1714 годы это собрание хранилось в Москве, а в 1714 году было перевезено в Санкт-Петербург и размещено в Летнем дворце.

 В 1718 году Петр I решил сделать из Кунсткамеры общедоступный музей. В конце 18-начале 19 века эт-нографические коллекции Кунсткамеры пополнялись многими знаменитыми путешественниками, среди которых были Дж. Кук, И. Крузенштерн, Ю. Лиснянский, Ф. Беллинсгаузен, Н. Миклухо-Маклай. В 20-30-е годы 19 века на базе Кунсткамеры были созданы самостоятельные академические музеи — Этнографический, Азиатский, Анатомический, Египетский, Зоологический, Ботанический, Минералогический музеи и Кабинет Петра I. Часть этих музеев располагалась в здании Кунсткамеры, часть — в двух соседних зданиях на берегу Невы. До конца 18 века в здании музея также размещались некоторые учреждения основанной Петром I Академии наук.

В 1903 году, в связи с 200-летием, музею было присвоено имя «Музей антропологии и этнографии имени императора Петра Великого».

Легенды и мифы. Когда Кунсткамера только открылась для посещения, генерал-прокурор Сената Павел Ягужинский предложил для изыскания средств на пополнение коллекции брать с посетителей плату за вход. Петр I, однако, лучше знал своих подданных. Желая привить россиянам тягу к просвещению, царь приказал каждого посетителя угощать чаем, кофе, венгерским вином или водкой, а на закуску давать бутерброд.

Надежда  Печенина, Информационный центр  «Шория»

Если Вы нашли ошибку, выделите ее и нажатие Shift + Enter или нажми здесь, чтобы сообщить нам.