02.09.2017 Таштагольский Курьер

В 19-м фестивале авторской песни памяти барда Анатолия Тунекова приняли участие авторы и исполнители из Таштагола, Шерегеша, Новокузнецка и Барнаула.

На этот раз мероприятие было именно фестивалем без каких-либо намёков на конкурс, и это хорошо. Самобытен был каждый участник, причём, настолько, что в условиях конкурса на каждого пришлось бы по отдельной номинации. Кто-то пел под гитару, кто-то под «минусовку», а кто-то под кай-комус, да ещё и горловым пением. Были  и вообще номера акапелло, то есть без сопровождения.

Вела фестиваль преподаватель русского языка и литературы школы №1 Евгения Кирсанова, напомнившая зрителям о человеке, памяти которого и назван фестиваль – певце и композиторе Анатолии Петровиче Тунекове:

-В творчестве Анатолия Петровича звучат слова любви и нежности к своему краю — Горной Шории. Анатолий Тунеков – достойный сын своего народа, известный не только в нашем районе, но и за его пределами. И наша главная цель – помнить о нём и его творчестве…

Не случайно первым номером программы была песня А. Тунекова, которую исполнил наш земляк, а ныне житель Новокузнецка Сергей Тортумашев. Всего же участников было 12, и каждый из них — личность интересная и незаурядная.

Валентина Степановна Курдакова – одна из основателей народного ансамбля «Чылтыс», член совета шо

 

рского народа — пишет стихи и песни, что и продемонстрировала, исполнив песню «Колыбельная» — акапелло и на родном языке. «Сто женихов приходили, но я никому её не отдам – моя дочка с солнцем схожая…» — так перевела В.С. Курдакова слова своей песни.

Лидия Николаевна Каташева – учитель русского языка, литературы и риторики школы №11 —  стояла у истоков ансамбля «Ак Чаяк», в репертуаре которого её песни. Коллектив исполнил две её песни «Шория моя» и «Кай комус» на слова Геннадия Косточакова.

Сергей Гордеевич Тенешев самостоятельно освоил горловое пение и игру на национальном инструменте кай-комус.

 В этой технике он исполнил сказание «Царь-богатырь».

Николай Семёнович Зацаринный – художественный руководитель ансамбля «Чылтыс», для которого на заре его основания добывал материалы в краеведческом музее Горноалтайска, а затем начал сочинять песни. В 2012 г. с песней «Наш дом Таштагол» стал дипломантом 2 степени областного фестиваля-конкурса самодеятельных композиторов «Песни земли Кузнецкой». А на этом фестивале прозвучали две песни Н.С. Зацаринного — «Русская» и «Цвети, страна».

 

 

 

 

Раиса Сергеевна Санженакова – участник ансамбля «Чылтыс» с 1997 г., знаток шорского языка и традиций. У неё прекрасные вокальные данные, в чём мы и смогли убедиться, послушав в её исполнении песню «Колыбельная» — акапелло на шорском языке.

Ольга Егоровна Сулекова — солистка ансамбля «Чылтыс» с 1994 г. Песню «Моя земля» О.Е. Сулекова также исполняла без сопровождения. Какую же надо иметь смелость, чтобы уметь обходиться одним только голосом!

Валентина Гордеевна Тодыякова уже 32 года солист народного ансамбля «Чылтыс», сочиняет для ансамбля песни, которые даже входят в издаваемый сборник шорских песен. Одну из них – «Сватья» — автор исполнила самостоятельно, а вторая — «Длинная дорога» — прозвучала в исполнении ансамбля.

 

 

 

Андрей Александрович Нечепуренко работает в ОФПС-15 — пожарном отряде МЧС России, служил в морфлоте, участвовал в войне на Северном Кавказе. А ещё в школе начал писать стихи, позднее, уже на срочной службе, стал писать песни. Сегодня он спел две песни, уже знакомые таштагольскому зрителю – «Батя» и «Прошу за сыновей». По стилю это шансон в хорошем понимании этого термина (не путать с блатным жанром). Слова в песнях простые и душевные, а чувства они пробуждают самые сокровенные, потому что поётся о самом дорогом – наших близких. Как сын беседует с отцом, кается, что редко стал его навещать, напоминает его рассказы о войне, пилотах его эскадрильи. А в припеве выясняется, что говорит всё это человек на  отцовской могилке: «Батя, вот и встретились, батя. А в ответ только ветер: «Что же, здравствуй, сынок…»

 

Вячеслав Кусургашев выступил дуэтом с Алексеем Пепеловым. Наверное, впервые на фестивале прозвучала электрогитара, на которой играл Алексей. Дуэт исполнил две песни В.В. Кусургашева «Человек, как звезда» и «Неповторимая». Они уже исполнялись автором на предыдущих фестивалях, но теперь с «электрическим» гитарным звуком они получили новое звучание.

 

Алексей Иванович Ведерников родом из Мундыбаша, а живёт и работает в Новокузнецке. Как рассказала ведущая, он постоянно выступает с концертами на открытых площадках и домах культуры, был основателем вокально-инструментальной группы любителей живой музыки. На нашем фестивале он исполнил песню «Смотрю в глаза» на слова Илоны Ведерниковой и очень известную песню Александра Розенбаума «Утиная охота».

 

 

 

Сергей Владимирович Тортумашев тоже новокузнечанин, с ранней юности играет на гитаре, после службы в армии заинтересовался творчеством Анатолия Тунекова, которое полюбил всем сердцем: «Когда слушаешь эти песни, чувствуешь, что автор вложил в них всего себя», — уверен С. Тортумашев. Пишет он и свои песни, две из которых «Своим теплом» и «В этом мире много прекрасного».

ВЛАДИМИР БАШЕВ — ПЕВЕЦ И СТРОИТЕЛЬ

 

Владимир Сергеевич Башев — лауреат всероссийских конкурсов и бардорвских фестивалей. Свою первую песню, представленную широкой публике, он посвятил в 1995 г. родному городу Барнаулу. Сейчас песен у него больше пятидесяти, а лучшие вошли в записанный компакт-диск. У Владимира Башева песня — это не просто текст, положенный на музыку, а целая история. Судьба, если хотите.

 

Весенний вальсок

В двери тук-тук-тук-тук,

И мне будет казаться, старушки судачат
Обо мне безобидно, без почвы…
Дни бегут, летят годы, на работу, с работы,
Сочиненья, тетради, уроки.
Лишь тепло этих писем — для меня одна льгота,
Жаль, что делать, упущены сроки.
Неподвластна судьба никаким теоремам,
Вечен путь на ладони в середине.
Уж коль были проблемы у Адама и Евы,
Мы повязли в них, как в паутине…

Кто там враг или друг —
Сеть почтовых услуг – заказное.
Отворите, мадам, распишитесь вот тут,
С женским днём вас, мадам, и с весною.
Блиц-курьером тихонечко вниз зашуршал,
Створки хлопнули, дверь прогремела.
Это Ромка-очкарик опять написал,
Вот чудак, подписался «Ромео».

 

Кнопкой щёлк торшер, кресла клетчатый плед,

 

Как обычно, «привет дорогая»…
И стихи, как всегда, акварелью портрет.
«Боже мой, это ж я молодая!»
Сразу вспомнились горы, ночные костры,
На свидание к ним без оглядки
Унеслись, зная точно – не будет поры
Той милей и прекрасней. Навряд ли.
Были песнями сыты, мы знали их впрок,

 

Окуджаву и Визбора пели.
Кофеёк не допит, со слезинкой дымок,
Сигаретка забытая тлеет.
Подождут сочиненья на тему любви
По роману Толстого в тетрадках.
У десятого «а» ещё всё впереди,
А у нас книга жизни в закладках.
Что романтик, что Ромка, у двух слов один корень,
Он дырявым сачком ловил счастье.
И моё имя с корнем созвучным обоим,
Крикнет «Настя», а слышу «ненастье»…
День грядущий придёт, не судя мне удач,
Как гаданье на гуще о прошлом.

По профессии Владимир Башев мостостроитель или мостовик, как они сами себя называют. Наше знакомство состоялось в Таштаголе на строительстве нового моста, который будет взамен «золотому».  Мосты Владимир Сергеевич строил по всей России. Среди них – знаменитый мост на остров Русский во Владивостоке.

-В кратчайшие сроки мы построили этот мост. Он  уникален тем, что от крайних береговых опор пролёт висит 1104 метра над проливом Босфор Восточный, высота пилонов, которые держат ванты (а это подвесной мост) – 340 метров, — рассказывает В.С. Башев. – Когда мы работали, то не видели стрелы подъёмных кранов, которые терялись в облаках. С крановщиком говоришь только по рации… Уникальная стройка!

Мосту на остров Русский он даже посвятил песню. В ней и долгий перелёт через полстраны, и дальневосточная экзотика:

«…Не стоит про работу сегодня петь, друзья.

 

Работа, как работа, у каждого своя,
Романтики не ищут здесь, а впрочем, погоди,
Приливы есть, отливы есть, туманы и дожди.
Когда переживём колючие циклоны,
Увидим: табунами плывут издалека,
К материку с востока, цепляясь за пилоны,
Разорванные в клочья седые облака…»

 

В его репертуаре есть лирика и городской романс, юмор и философия. Словом, настоящая бардовская песня.

P.S. А фестиваль, как всегда,  удался. Это очень хорошо, что у таштагольцев есть такая возможность увидеть и 

 

услышать как своих местных, пускай даже самодеятельных, авторов, так и «профессионалов», иногда даже известных по всей стране.

Кирилл САЗАНОВ, фото автора


http://t-kurer.ru/novosti/lyubov-k-shorii-ne-znaet-granits.html