Проект закона «О внесении изменений в статью 26 Устава Кемеровской области – Кузбасса»

Данный проект закона подготовлен общественным движением «Совет старейшин шорского народа» Кемеровской области и направлен 12 мая 2020 года губернатору Кемеровской области  С.Е.Цивилеву и Председателю Законодательного собрания Кемеровской области В.А.Петрову.

        СПРАВКА   

к проекту Закона Кемеровской области «О внесении изменений в статью 26 Устава Кемеровской области» в части гарантии соблюдения принципа свободного предварительного и осознанного согласия коренных малочисленных народов

В апреле 2019 года на сайте договорных органов ООН размещен документ CERD/C/RUS/CO/23-24/Add/11 с информацией Российской Федерации о выполнении рекомендаций, содержащихся в замечаниях Комитета по ликвидации расовой дискриминации (далее – КЛРД) по итогам рассмотрения объединенных 23-го и 24-го периодических докладов о выполнении Международной конвенции о ликвидации расовой дискриминации (копия прилагается). В п. 8 указанного документа сообщается, что «в Кемеровской области гарантируется соблюдение принципа свободного, предварительного и осознанного согласия во всех решениях, затрагивающих шорский народ в соответствии с законодательством Российской Федерации». Документ переведен на все официальные языки ООН.

В сентябре 2017 года, в рамках рассмотрения 23-го и 24-го периодических докладов РФ о выполнении Международной конвенции о ликвидации расовой дискриминации, КЛРД выразил свою обеспокоенность нарушением РФ международных обязательств в части нарушения прав шорского народа в период конфликта между УК «Южная» и жителями пос. Казас и рекомендовал Правительству РФ «в тесной консультации с шорскими представителями принять эффективные меры, чтобы восстановить права шорского народа». В этих целях «предоставить компенсации за утрату их земель и домов, в том числе в форме замены земель» и «гарантировать соблюдение принципа свободного, предварительного и осознанного согласия во всех решениях, затрагивающих шорский народ» (см. п.26 CERD/C/RUS/CO/23-24)2.

Принцип свободного, предварительного и осознанного согласия коренных народов (далее -принцип СПОС) закреплен в 9 статьях Декларации ООН о правах коренных народов, принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/61/295 от 13.09.20073. Декларация о правах коренных народов и содержащиеся в ней принципы, включая принцип СПОС, поддержаны всеми государствами – членами ООН в результате принятия резолюций ГА ООН в сентябре 2014 г. и в 2017 году (A/RES/69/2 от 25.09.144; A/RES/71/178 от 21.01.175; A/RES/71/321 от 21.09.176).

В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ принцип СПОС как общепризнанный принцип международного права является составной частью правового поля РФ. Декларация о правах коренных народов, признанная всеми государствами – членами ООН, как общепризнанная норма международного права также становится частью правового поля РФ. Вероятно, по этой причине руководство Кемеровской области — Кузбасса заверило Правительство РФ в том, что «в Кемеровской области гарантируется соблюдение принципа свободного, предварительного и осознанного согласия во всех решениях, затрагивающих шорский народ…». На этом основании, МИД РФ направил соответствующую информацию в КЛРД.

Информация РФ, содержащая заверение о гарантии соблюдения в Кемеровской области принципа СПОС во всех решениях, затрагивающих шорский народ, представлена в КЛРД как подтверждение исполнения РФ международных обязательств по Международной конвенции о ликвидации расовой дискриминации (ратифицирована Президиумом ВС СССР 22 января 1969 года).

В то же время, законодательство Кемеровской области не закрепляет провозглашенных на весь мир от имени Российской Федерации гарантий соблюдения принципа СПОС во всех решениях, затрагивающих шорский народ. Данное несоответствие представляется целесообразным устранить путем внесения изменений в статью 26 Устава Кемеровской области, посвященной коренным малочисленным народам. Причем устранить в кратчайшие сроки.

При этом следует учитывать, что к коренным народам Кемеровской области помимо шорцев относятся и телеуты. Шорцы и телеуты поименованы в двух правительственных перечнях как коренные малочисленные народы Российской Федерации (постановление от 24.03.2000 № 255-п) и коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (распоряжение от 17.04.2006 № 536-р). Следовательно, в Уставе Кемеровской области необходимо закреплять гарантии соблюдения принципа СПОС во всех решениях, затрагивающих коренные малочисленные народы.

В контексте утвержденного на 2020 год плана деятельности Рабочей группы по актуальным вопросам устойчивого развития коренных малочисленных народов Кемеровской области и решения рабочей группы от 20.02.2020 в части механизма взаимодействия общественных организаций коренных малочисленных народов с угледобывающими предприятиями Кузбасса представляется необходимым в Уставе Кемеровской области также раскрыть содержание указанной гарантии соблюдения принципа СПОС. Данному требованию в полной мере соответствует часть 2 статьи 32 Декларации ООН о правах коренных народов.

С учетом вышеизложенного предлагаем статью 26 Устава Кемеровской области дополнить пунктом 4 следующего содержания:

«4. В Кемеровской области гарантируется соблюдение принципа свободного, предварительного и осознанного согласия во всех решениях, затрагивающих коренные малочисленные народы Кемеровской области.

Органы государственной власти Кемеровской области добросовестно консультируются и сотрудничают с соответствующими коренными народами через их представительные институты с целью заручиться их свободным и осознанным согласием до утверждения любого проекта, затрагивающего их земли или территории и другие ресурсы, особенно в связи с освоением, использованием или разработкой полезных ископаемых, водных или других ресурсов.».

Принятие указанного законопроекта не только позволит создать правовую основу для урегулирования взаимоотношений коренных малочисленных народов с угледобывающими предприятиями Кузбасса, но и будет способствовать защите имиджа Российской Федерации на международной арене. По имеющейся информации в КЛРД поступили письменные документы от некоммерческих организаций, дезавуирующие сведения в части гарантии в Кемеровской области соблюдения принципа СПОС во всех решениях, затрагивающих шорский народ, изложенных в информации РФ, представленной в КЛРД в марте 2019 года. В таких случаях, как правило, КЛРД направляет государству-участнику соответствующий запрос с просьбой дать разъяснения. Правительство РФ, в свою очередь, этот запрос перенаправит в регион.

Внесение изменений в Устав Кемеровской области в части закрепления гарантии соблюдения принципа СПОС во всех решениях, затрагивающих коренные малочисленные народы, снимает все неприятные последствия сложившейся ситуации.

Осенью 2020 года наступает срок представления в КЛРД очередных 25-го и 26-го периодических докладов РФ о выполнении Международной конвенции о ликвидации расовой дискриминации. В соответствии с процедурами договорных органов ООН государство-участник международного договора в своем докладе в обязательном порядке излагает информацию о выполнении рекомендаций Комитета, высказанных по итогам рассмотрения предыдущего доклада. Несомненным плюсом доклада РФ будет информация, что во исполнение пункта 26 заключительных рекомендаций КЛРД от сентября 2017 года в Кемеровской области принят закон «О внесении изменений в статью 26 Устава Кемеровской области», закрепивший гарантию соблюдения в Кемеровской области принципа СПОС во всех решениях, затрагивающих коренные малочисленные народы.

6 https://undocs.org/ru/A/RES/71/321

Справку подготовил Тодышев М.А. эксперт профильных комитетов Государственной Думы и Совета Федерации по законодательству о правах коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации; государственный советник Российской Федерации 3 класса; почетный член Совета старейшин шорского народа.

Проект

КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ – КУЗБАСС

ЗАКОН

О внесении изменений в статью 26

Устава Кемеровской области – Кузбасса

Принят Законодательным Собранием

Кемеровской области – Кузбасса

Статья 1

В статье 26 Устава Кемеровской области – Кузбасса (Кузбасс, 1997, 11 июня, 26 июня; 1998, 13 января, 29 мая; 1999, 22 октября; 2000, 17 мая, 22 ноября, 15 декабря; 2001, 27 ноября; 2002, 24 мая, 22 ноября; 2003, 19 марта, 25 декабря; 2004, 3 августа; 2005, 21 января, 7 апреля, 2 августа; 2006, 14 февраля, 26 июля, 28 ноября; 2008, 29 апреля; 2009, 10 февраля, 3 июля; 2010, 29 января, 2 марта, 7 апреля, 16 июня; 2011, 4 февраля, 8 июня; 2012, 14 марта; Электронные ведомости Совета народных депутатов Кемеровской области, 2012, 26 апреля; Кузбасс, 2012, 29 июня, 25 декабря; 2014, 8 февраля; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2015, 10 июля, № 4200201507100004; 2017, 5 октября, № 4200201710050001; Электронные ведомости Совета народных депутатов Кемеровской области, 2018, 21 декабря; 2019, 25 февраля, 30 апреля; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2019, 7 октября, № 4200201910070011; Электронные ведомости Совета народных депутатов Кемеровской области, 2019, 15 ноября; 2020, 13 января) внести изменения следующего содержания:

1)  в части 1 после слова «установленные» дополнить словами «в соответствии с», и после слова «общепризнанными» дополнить словами «принципами и»;

2)  в части 2 слово «хозяйствования» заменить словами «хозяйственной деятельности»;

3)  пункт а) части 2 изложить в следующей редакции:

«а)  разрабатывают областные программы возрождения, сохранения и устойчивого развития коренных малочисленных народов, а также программы использования и охраны земель традиционного природопользования коренных малочисленных народов и других природных ресурсов;»;

4)  пункт б) части 2 дополнить текстом следующего содержания:

«по разработке проектов законов и нормативных правовых актов, затрагивающих коренные малочисленные народы Кемеровской области»;

5)  пункт в) части 2 изложить в следующей редакции:

«в)  способствуют развитию мер государственной поддержки традиционных видов хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов;»;

6)  пункт г) части 2 изложить в следующей редакции:

«г) устанавливают льготы по землепользованию, природопользованию и ежегодные лимиты и квоты на добычу объектов животного мира и вылов водных биологических ресурсов для удовлетворения личных нужд коренных малочисленных народов;

7)  пункт д) части 2 изложить в следующей редакции:

«д) разрабатывают механизмы компенсации убытков за ущерб, причиненный исконной среде обитания коренных малочисленных народов хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами при использовании земель и природных ресурсов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;»;

8)   статью 26 дополнить частью 4 следующего содержания:

«4. В Кемеровской области гарантируется соблюдение принципа свободного, предварительного и осознанного согласия во всех решениях, затрагивающих коренные малочисленные народы Кемеровской области.

Органы государственной власти Кемеровской области добросовестно консультируются и сотрудничают с соответствующими коренными народами через их представительные институты с целью заручиться их свободным и осознанным согласием до утверждения любого проекта, затрагивающего их земли или территории и другие ресурсы, особенно в связи с освоением, использованием или разработкой полезных ископаемых, водных или других ресурсов».

Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.

Губернатор

Кемеровской области – Кузбасса С.Е. Цивилев

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту закона Кемеровской области «О внесении изменений в статью 26 Устава Кемеровской области» в части гарантии соблюдения принципа свободного предварительного и осознанного согласия коренных малочисленных народов

Проект закона Кемеровской области «О внесении изменений в статью 26 Устава Кемеровской области» разработан во исполнение п. 4 решения второго заседания Рабочей группы по вопросам устойчивого развития коренных малочисленных народов Кемеровской области от 20.02.2020 года в целях создания правовой основы механизма взаимоотношений коренных малочисленных народов с угледобывающими предприятиями Кузбасса.

В связи с направлением в марте 2019 года в Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации (КЛРД) информации Российской Федерации (см.:CERD/C/RUS/CO/23-24/Add.1)1 о выполнении рекомендаций, содержащихся в заключительных замечаниях КЛРД по итогам рассмотрения в 2017 году доклада Российской Федерации о выполнении Международной Конвенции о ликвидации расовой дискриминации (см.: CERD/C/RUS/CO/23-24)2. В п. 8 указанного документа сообщается, что «в Кемеровской области гарантируется соблюдение принципа свободного, предварительного и осознанного согласия во всех решениях, затрагивающих шорский народ в соответствии с законодательством Российской Федерации». Документ переведен на все официальные языки ООН.

Учитывая, что информация РФ, содержащая заверение о гарантии соблюдения в Кемеровской области принципа СПОС во всех решениях, затрагивающих шорский народ, представлена в КЛРД как подтверждение исполнения РФ международных обязательств по международному договору, участницей которого является РФ (Международная конвенция о ликвидации расовой дискриминации ратифицирована Президиумом ВС СССР 22 января 1969 года), представляется целесообразным законодательно подтвердить указанное заверение путем дополнения статьи 26 Устава Кемеровской области части 4 следующего содержания:

«4. В Кемеровской области гарантируется соблюдение принципа свободного, предварительного и осознанного согласия во всех решениях, затрагивающих коренные малочисленные народы Кемеровской области.

Органы государственной власти Кемеровской области добросовестно консультируются и сотрудничают с соответствующими коренными народами через их представительные институты с целью заручиться их свободным и осознанным согласием до утверждения любого проекта, затрагивающего их земли или территории и другие ресурсы, особенно в связи с освоением, использованием или разработкой полезных ископаемых, водных или других ресурсов.».

Принятие законопроекта не только создает правовую основу для регулирования взаимоотношений коренных малочисленных народов с угледобывающими предприятиями Кузбасса, но и подтверждает приверженность РФ своим международным обязательствам.

Кроме того, законопроектом предлагается внести ряд изменений в части первой и второй статьи 26 Устава Кемеровской области в связи с необходимостью их приведения в соответствие с Конституцией РФ и федеральными законами.

Так, действующая редакция части первой статьи 26, гарантирующая права и свободы коренным малочисленным народам, установленные общепризнанными нормами международного права, не соответствует требованиям Конституции РФ, которая имеет высшую юридическую силу. Права и свободы человека и гражданина в РФ устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами, настоящим Уставом и законами Кемеровской области, но не нормами международного права. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правового поля РФ, что означает возможность их применения в законодательстве РФ, но только после их подтверждения в тексте конкретных законов РФ. А это возможно только в случае непротиворечия этих норм положениям Конституции РФ.

Статья 69 Конституции РФ гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами. С учетом этого часть 1 статьи 26 предлагается привести в соответствие со статьей 69 Конституции РФ.

Проектируемые изменения в тексте части второй статьи 26 также продиктованы необходимостью приведения этих положений в соответствии с федеральными законами:

Текст части 2 и пункта в) части 2 — в соответствие с ФЗ от 05.04.2009 № 40-ФЗ;

Пункт а) части 2 — в соответствие с постановлением Правительства РФ от 04.02.2009 г. № 132-р «Об утверждении Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» и пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации;

Пункт г) – в соответствии со ст. 33.2 Налогового кодекса РФ;

Пункт д) – в соответствии с ФЗ от 26 июля 2019 г. № 234-ФЗ;

Дополнение пункта б) части 2 не только уточняет сферу деятельности органов государственной власти Кемеровской области, в которой обеспечивается участие коренных малочисленных народов, но и осуществляется его корреляцию с частью 4 статьи 26;

Дополнение пункта в) части 2 мерами государственной поддержки переводит его в плоскость практической реализации.

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

к проекту закона Кемеровской области «О внесении изменений в статью 26 Устава Кемеровской области» в части гарантии соблюдения принципа свободного предварительного и осознанного согласия коренных малочисленных народов

Принятие Закона Кемеровской области «О внесении изменений в статью 26 Устава Кемеровской области» не повлечет дополнительных расходов из бюджета Кемеровской области.

ПЕРЕЧЕНЬ

нормативных правовых актов Кемеровской области, подлежащих признанию утратившими силу, отмене, приостановлению, изменению в связи с принятием данного закона

Принятие Закона Кемеровской области «О внесении изменений в статью 26 Устава Кемеровской области» не потребует признания утратившими силу, отмены, приостановлению, изменения в связи с принятием данного закона.

  1. CERD_C_RUS_CO_23-24_200917
  2. CERD_C_RUS_CO_23-24_Add.1-Информация РФ в КЛРД

УСТАВ

КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(Извлечение)

Статья 26. Права коренных малочисленных народов

1. В Кемеровской области коренным малочисленным народам в полной мере гарантируются права и свободы, установленные в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и законами Кемеровской области.

2. В целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов в соответствии с федеральным законодательством органы государственной власти Кемеровской области:

а) разрабатывают областные программы возрождения, сохранения и устойчивого развития коренных малочисленных народов, а также программы использования и охраны земель традиционного природопользования коренных малочисленных народов и других природных ресурсов;

б) создают условия для участия коренных малочисленных народов в работе органов государственной власти Кемеровской области по разработке проектов законов и нормативных правовых актов, затрагивающих коренные малочисленные народы Кемеровской области;

в) способствуют развитию мер государственной поддержки традиционных отраслей хозяйства видов хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов;

г) устанавливают льготы по землепользованию, природопользованию и ежегодные лимиты и квоты на занятие традиционными промыслами добычу объектов животного мира и водных биологических ресурсов для удовлетворения личных нужд коренными малочисленными народами;

д) разрабатывают механизмы компенсации убытков за ущерб, причиненный природной исконной среде обитания коренных малочисленных народов хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами при использовании земель и природных ресурсов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

е) создают условия для развития национальной культуры, возрождения, сохранения и развития языков коренных малочисленных народов;

ж) способствуют организации и подготовке национальных кадров, оказывают содействие в их трудоустройстве;

з) выделяют территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов;

и) осуществляют иные полномочия и меры.

3. В целях реализации прав, указанных в пункте 1 настоящей статьи, органы государственной власти и органы местного самоуправления Кемеровской области могут формировать советы представителей коренных малочисленных народов, действующие на общественных началах.

4. В Кемеровской области гарантируется соблюдение принципа свободного, предварительного и осознанного согласия во всех решениях, затрагивающих коренные малочисленные народы Кемеровской области.

Органы государственной власти Кемеровской области добросовестно консультируются и сотрудничают с соответствующими коренными народами через их представительные институты с целью заручиться их свободным и осознанным согласием до утверждения любого проекта, затрагивающего их земли или территории и другие ресурсы, особенно в связи с освоением, использованием или разработкой полезных ископаемых, водных или других ресурсов.

 Информационный центр «Шория»

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь