Интервью с президентом Ассоциации телеутского народа «Эне-Байат» А. М. Тодышевым

Андрей Михайлович, расскажите, когда Вы начали заниматься общественной работой и почему? Имело ли значение, что Ваш отец, известный общественный деятель Михаил Федорович Тодышев, был председателем Ассоциации телеутского народа «Эне-Байат» в первой половине 90-х годов прошлого века?

Отвечая на Ваш вопрос, скажу, что начал я заниматься общественной работой с 2009 года. А почему? В нашей семье проблемы нашего народа были постоянной темой. Безвременная смерть нашего отца не отстранила нашу семью от народных проблем. О том, что наш папа был председателем Ассоциации телеутского народа, мы с братом Сатлаем знали с малых лет. Нас растила мама одна, как ей было трудно, знала только она одна. Став взрослым, я стал больше понимать, что положение нашего малочисленного народа становиться все хуже, что надо активней включаться в общественную работу, надо озвучивать проблемы народа, чтобы власть услышала.

Общественная организация — это обратная связь власти с народом. В 2009 году я стал членом правления Ассоциации телеутского народа. Стал вникать в проблемы, учить законодательную базу прав коренных малочисленных народов Российской Федерации, международный опыт. Участие в работе Съезда коренных малочисленных народов в Салехарде еще больше вдохновило меня. Я увидел таких же, как я сам, с общими проблемами. Встретил людей, которые помнили моего отца по первым съездам. Конечно, все это сказалось на том, когда встал вопрос выбираться в президенты Ассоциации телеутского народа, — я согласился. Мои предшественники, мои соплеменники, каждый внес свой вклад в общественную работу.

Андрей Михайлович, что Вы думаете о деятельности Ассоциации телеутского народа — в прошлом и настоящем. Какие достижения можете отметить?

В 2009 году Ассоциация «Эне-Байат» была на грани закрытия. Об этом стало известно очень узкому кругу лиц. Я об этом узнал случайно, а может и нет, но решил посетить данный «съезд», так как мой отец, не побоюсь этого слова, отдал жизнь этому делу (я про Ассоциацию). Состав организации в то время был минимальным, порядка 3-5 человек. На тот момент президентом Ассоциации была Кочубеева Мария Федоровна. Присутствовали также неравнодушные люди, которые так или иначе были связаны с Ассоциацией в различное время ее существования. Я их называю «старая гвардия». По странным обстоятельствам было обнаружено, что присутствующие на Съезде не являлись на тот момент членами Ассоциации. Голосованием решили всех присутствующих восстановить в членстве.

Одним из вопросов повестки дня Съезда было закрытие Ассоциации телеутского народа «Эне-Байат». На голосовании большинство было «против». Так что Ассоциация не прекратила свое существование. Прежний состав актива Ассоциации подали заявления о выходе из состава организации.

После таких перестановок стал актуальным вопрос: кто будет возглавлять Ассоциацию. Начали выдвигать различные кандидатуры. Предложили следующих: Орлову Валентину Иосифовну, Хлопотина Владимира Ильича, Кормину Людмилу Васильевну, были и самовыдвиженцы Тодышев Андрей Михайлович и Калишев Тимур Николаевич. После выступления каждого из кандидатов решили проголосовать закрытым способом. Наибольшее количество голосов набрала Орлова В. И., а остальных кандидатов было решено включить в состав Правления Ассоциации. Калишев Т. Н. подал заявление о выходе. Его место занял Ясаков Максим Васильевич.

Ассоциация продолжила работу в новом составе. Опять же отмечу, что членов Ассоциации, которые присутствовали на данном Съезде, восстановили в правах.

Наблюдая за общественным движением, я понял, что нет той открытости, прозрачности, которая была в 90-е годы. Может, вопросы решались другие, которые не требуют широкой огласки, может, просто не было той самой заинтересованности у меня лично, а, может, все вопросы решены...? Все встало на свои места, когда я вступил в Ассоциацию. Понял, что вопросов более чем достаточно. Почему они не решаются, я не понимал. Вся деятельность Ассоциации, по моему мнению, была сведена к тому, что люди выступали на праздниках, велась работа в области культуры, было движение по языковой теме. Но это все было завязано на определенных лицах. А остальные? Остальные — были не у дел, то есть абсолютная противоположность моим представлениям. Почему так происходит, я начал понимать гораздо позже.

С течением времени Ассоциация начала принимать ту же форму, что и в 2009 году, то есть ее деятельность почти свернулась. Вопросы тормозились на месте, не было свободы хода. Истинные причины мне не известны, и я не буду озвучивать свои доводы…

В 2017 году был созван внеочередной Съезд Ассоциации «Эне-Байат», где произошли перевыборы президента Ассоциации. Наибольшее количество голосов набрал А. М. Тодышев.

Но дело не в этом, а в том, что теперь Ассоциация начала поднимать вопросы, которые до этого никто из наших не задавал. Просто рано или поздно это должно было произойти, кто-то должен был их задать. Само собой, в лице органов исполнительной власти мы не нашли понимания и поддержки.

Я многого не понимал: почему мы с шорцами идем разными путями, когда вопросы схожи, почему нет единения наших лидеров, как в былые времена, почему не исполняются законы на местах, хотя нормативно-правовая база существует. Поменялся формат работы. Первым делом мы у себя разделили, если можно так выразиться, обязанности. Появились люди, которые начали более плотно работать с молодежью, по языку, взаимодействовать с промышленными предприятиями и так далее. Стоит отметить, что работу пришлось начинать с нуля. Огромное спасибо коллегам из других регионов, которые всегда помогали и продолжают поддерживать в наших непростых начинаниях дельным советом и опытом.

По Уставу Ассоциации срок полномочий Президента 2 года. Срок небольшой, но этого времени вполне достаточно, чтобы понять, и для себя в первую очередь, достоин ли и желает ли работать человек на этом непростом месте. В 2019 году было принято решение провести отчетно-выборный съезд Ассоциации. Съезд прошел успешно, но главной целью этого съезда был сбор информации и подготовка итогового документа — Резолюции съезда для дальнейшей работы. Народ ждал такого события более 10 лет, потому как открытых съездов не было давно. Позже я узнал, что последний подобный съезд проводился при моем отце в 1995 году. Совпадение? Может быть, но надо думать о сегодняшнем дне и, главное, что делать завтра в условиях, когда народ оказался лишенным исконной среды обитания.

Каково положение телеутского народа сегодня? Каково влияние угледобывающих предприятий на жизнь телеутов?

Угледобывающие предприятия, практически заняли все исконные земли и это не предел, ведь есть программа увеличения добычи угля в два раза. Наш народ находится в состоянии косвенного геноцида. Это означает «направленное воздействие (умышленное бездействие) на какие-либо группы (народ телеуты) путем изменения природных условий, культурно-исторической среды, биологических и экономических факторов, приводящих к созданию для группы (народа телеуты) таких жизненных условий, которые могут привести (и это желаемый результат) к полному или частичному физическому уничтожению её». Это определение Международного уголовного суда. У нас экологическая катастрофа. К сожалению, мировая общественность не знает, что здесь, в Кемеровской области, в результате бездействия властей и активного действия недропользователей утрачивается уникальный народ с уникальной культурой и языком.

Есть Конституция Российской Федерации, есть федеральные законы, есть Стратегия государственной национальной политики, есть Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов России, международные правовые нормы, которые Россия приняла, но ничто не работает в сфере защиты малочисленного народа телеутов.

Нас осталось-то около 2000 человек. При таком подходе к жизни народа, скоро мы исчезнем из перечня коренных малочисленных народов России. Нет народа, нет проблем! Нет, мы не будем идти, как жертвенные бараны, на заклание. Мы обращаемся к власти, ищем диалога. Мы будем отстаивать наше право на жизнь на своей земле, земле предков. Мы же «туземцы», самые настоящие, в прямом толковании на языке телеутов это слово означает «родившийся на этой Земле»! Работа Ассоциации телеутского народа сегодня направлена на разъяснение сложившейся окружающей ситуации, на разъяснение прав народа, что мы ничем не лучше других жителей. Главное отличие от других людей заключается в том, что наш маленький народ является составной частью российской и мировой культуры и это надо сохранять, и это прямая обязанность Правительства Российской Федерации.

Мы — народ, который не имеет своей государственности, но должен иметь свою землю, а её у нас забрали. У пришлых людей есть своя родина, они здесь берут только наше богатство — кёмирь (уголь). Недропользователи по справедливости должны нам обеспечить достойную жизнь, как это делается в демократической стране. Как? А так, — садиться за стол переговоров и договариваться, услышать наши требования. Однозначно, должна быть справедливая компенсация! В какой форме? Решим народом! Мы делаем дело открыто! Есть международная практика взаимодействия с промышленниками и властью.

Андрей Михайлович, большое спасибо за интервью.

Вопросы задавала Любовь 

 

Чульжанова,
12.03.2019

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь