Несколько дней в Таштагольском районе проводили обряды встречи Нового года по тюркскому календарю. День весеннего равноденствия – 22 марта — символизирует пробуждение природы от зимнего сна, а вместе с ним и начало нового года. По мировоззрению шорского народа, начало года — как начало творения. Мир создается заново каждое утро, а в полном объеме каждый год
Голова года возвратилась — С головы змеи шкура сошла

 В МУЗЕЕ29032013_1

Первый обряд, на котором присутствовали воспитанники детского центра «Часкы» и социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, был проведён в музее этнографии и природы Горной Шории в четверг.
Чыл Пажы — шорский народный праздник, в переводе означает «голова года», на эту голову падают первые лучи «нового солнца» в дни весеннего равноденствия, поэтому встреча нового года у шорцев проходит в марте, когда наступает весеннее равноденствие.
Этот праздник в древности открывал новый жизненный цикл и являлся особо значимым для шорцев. В течение всей недели до назначенного дня совершались обрядовые действия, существовали дни почитания старших, детей, дни очищения порога, дома, дворов. В этот период нельзя было употреблять вино, так как с вином могла войти в человека нечистая сила. Запрещались ссоры, как в семье, так и в обществе.
В назначенный день шаману приводили жертвенн29032013_2ого животного — жеребенка или барана, которого специально откармливали и готовили для праздника в течение года. Люди очищались не только физически, но и духовно просили у Духов земли, огня, воды, гор урожая, удачи в охоте, здоровья.
Ведущая праздника в национальном костюме – научный сотрудник музея Светлана Ачулакова — рассказала собравшимся о древней традиции тюрко-язычных народов встречать новый год с наступлением весеннего равноденствия. Шаман провёл обряд очищения огнём, объяснил: почему надо завязать на чёрной ленте три узла, что каждый из них символизирует и почему её надо сжечь в костре. Вместе с огнём уходят беды, болезни и всё плохое, что произошло в прошедшем году.

Дети с осознанием значимости проводимого ритуала повязали на священной березе разноцветные ленты-чалама. Четыре разноцветные ленты – это символы: синего цвета – неба; желтого (по другим источникам, красного) цвета – солнца; белого цвета — чистых помыслов; черного цвета — болезней, ссор, несчастья. Для детей обряд носил праздничный оттенок, но они уже и сами прониклись чувством сопричастности к мифологии предков, живших на нашей земле.
В заключение обряда детей ждало угощение со сладостями и горячим чаем прямо на улице.
НА ГОРЕ ЗЕЛЁНОЙ
Природа — это книга, написанная Богами. Так думали наши предки, которые считали окружающий мир живым и олицетворяли природу в образе Духов гор, рек, лесов, степей и болот. Они верили, что зимой добрые Духи покидают землю. Возвращаются они только в день весеннего равноденствия, а в их отсутствие на земле тешатся темные злые силы, которые проникают в жилища людей, приносят несчастья, порождают зло, недобрые помыслы. Поэтому на долгожданной заре весеннего равноденствия вместе с лучами солнца встречают люди возвращающихся Богов.
С раннего утра в пятницу активисты ОО «Таглыг Шор» с помощниками на священном месте Сарчын у подножия горы Зелёной начали готовить площадку для проведения обряда. Соорудили стол из пластов снега, выкопанного под разведение костра для приготовления жертвенной пищи. Импровизированный стол тут же заполнили всевозможными угощениями.
Разведённые костры должны были расположиться в строгом соответствии со сторонами света: маленький (черный) — для очищения — выкладывается в виде колодца на западе; большой (светлый) – благословенный — служит для общения с духами, выкладывается на востоке, и еще один костер служит для приготовления обрядовой пищи и праздничного угощения.
Возле священной коновязи обряд проходил с выполнением всех необходимых ритуалов. Три шорских шамана под мощные звуки двух бубнов так разогнали тучи над местом проведения, что солнце, до этого не подававшее признаков жизни, заиграло красками всё ещё зимнего леса.
Сжигая остатки чёрных лент в западном костре, все трое что-то на своём непонятном языке пошаманили и «закрыли» костёр, обойдя его против солнца.
Привлечённые необычной картиной к обряду присоединились молодые парни-туристы: стараясь выполнять все предписания шаманов, они вместе со всеми «кормили» костёр, а потом, становясь в общий круг, воздевали руки к небу, прося благополучия своему роду. Причем, каждый человек сначала должен просить для всех людей, живущих на Земле, потом для жителей страны, родного края, затем своему роду, семье, и, только в последнюю очередь самому себе.
Участники обряда повязали цветные чалама на священную березу. Издревле у шорцев бытовало поверье, что через священную березу до Богов быстрее доходят просьбы людей. Закончился обряд употреблением освящённой пищи.
НА ПЛОЩАДИ
В субботу праздник Чыл Пажы был устроен для горожан на площади перед ДС «Кристалл». Здесь он уже больше напоминал театрализованное действо, хотя и в этом случае все ритуальные действия были проведены.
Для благополучного проведения праздника Чыл Пажы приглашены духовные лица шорского народа: шаманка Надежда Самуиловна Муртаева, алгысчы Игорь Анатольевич Идимешев и Геннадий Васильевич Тепчегешев. Они провели обряд очищения у западного костра. У восточного священного огня состоялся обряд кормления духов, возвращающихся в этот день на землю.
По древнему обычаю шорского народа в день весеннего равноденствия, в день празднования Чыл Пажы завязали ленты–чаламы четырех цветов на символическую зеленую ленту, которая затем увезена на священную гору Мустаг и размещена на священной березе Пай казын.
Театральности проводимому мероприятию придавали концертные номера и ведущие М.А. Идигешева и Н.И. Чепсаракова.
Выступили солисты танцевального коллектива «Иллюзия» с уже ставшим коронным номером любой программы танцем «Богатырши», национальные ансамбли «Чылтыс и «Ак-Чаяк», воспитанники детского центра «Часкы».
Концертные номера перемежались с традиционными национальными играми. Юноши состязались в толкании гири, бросании камня и стрельбе из лука, в последнем состязании приняли участие также и девушки.
Наши предки по вечерам, чтобы задобрить духов кайчи, исполняли древние героические поэмы, всю ночь рассказывали и пели под аккомпанемент кай-комуса, прославляя подвиги древних алыптар — богатырей.
После совершения традиционных ритуалов люди веселились, играли в различные игры, состязались в силе, смекалке. На празднике молодые люди знакомились и заключались свадебные соглашения между родителями и родственниками. Лучшие исполнители песен, частушек, напевов соревновались в своем мастерстве и умении красиво говорить и петь.
А над городской площадью в завершение праздника взлетел желтый воздушный шар, символизирующий солнце, с лентами четырех цветов запускается в небо.
НЕМНОГО О ШАМАНАХ И ШАМАНИЗМЕ
Основной смысл праздника в том, что всем людям необходимо забывать ненависть, ссоры, невзгоды, болезни, обиды, все плохое. По словам хранителей традиций, «тот, кто переполнен злобой, враждой, обидой, не сможет быть счастливым и радоваться жизни», об этом хорошо знали в старину. Примирению людей способствовали самые авторитетные люди — камы, кайчи (сказители), старейшины, паштыки (главы) родов и семей. Благодаря общим стараниям, ненависть уступала место миру и согласию.
Первоначально религия играла практическую роль, она помогала выжить через использование примет, знание законов природы, опыта и обрядов. Шаманство это древнейшая форма проторелигии, которая у народов приобретала разные формы: у кельтов — друидизм, у славян – язычество, у тюрков – тенгрианство (тюркский шаманизм), у якутов — религия Айыы и т.д.
Шаман тот же языческий жрец. Только у разных народов родовые жрецы назывались по-разному. У тюрков — кам, у кельтов друид, у славян – волхв, у якутов — ойун, у бурят — боо.
В Новом Орлеане ураган Катрина чудом обошел Французский квартал, а именно только в этом квартале стояли храмы Вуду и шаманов.
Цунами в Тайланде: было очень много погибших, а выжил один народ полностью, где были шаманы. Накануне наводнения Бог Тухара явился к разным шаманам народа и сказал: уводите все племена. Народ послушал шаманов и выжил.
Есть религии, основанные на обрядах и не посягающие на внутренний мир и развитие человека, — это тенгрианство и язычество. В шаманизм не приходят: стать шаманом по своему желанию нельзя. Шамана выбирают Боги и предки. Сам выбор Богов и предков шамана — то есть благословление на служение Богам и разрешение делать обряды и помогать Роду и людям.
                                                                          Людмила КИРСАНОВА. Сайт газеты  «Таштагольский курьер», 29/03/2013

 

 

Если Вы нашли ошибку, выделите ее и нажатие Shift + Enter или нажми здесь, чтобы сообщить нам.