Пути сохранения этнической культуры обсудили участники «Серебряного ключа»

Экзотические изделия из кожи, дерева, кости, меха, бисера, кни­ги о шорском устном народном творчестве, в том числе моногра­фии профессора КузГПА Андрея Чудоякова. Выставка в отделе краеведения библиотеки имени Н.В. Гоголя была организована к занятию объединения «Серебря­ный ключ» на тему «Современные формы сохранения этнической культуры коренных народов земли Кузнецкой».

— Вот ритуальная шаманская камча, — представлял свои работы художник Аухат Сибиргин. — Рукоятка — из ли­ственницы, сакрального дерева тюрк­ских племён. Это плётка-волкобой, а здесь трёххвостная плётка, символ власти.

Кожаные подвески, браслеты, по сло­вам Аухата, используются как амуле­ты, обереги.

—   Мои предки — сибиргины, се­верная подгруппа тюркских племен, были политеистами, в пантеон почи­таемых богов входили небесные суще­ства и силы природы, — объ­яснял художник. — Лось, волк были священными животными. Изображения лося — олицетворение лес­ных народов, волк — символ кочевников...

Древние руны, знаки тенгри, символические изображения животных — по­кровителей рода наносит на свои изделия Аухат, худо­жественно переосмысливая древние знания и верования.

Профессор Кемеровского университета, доктор исто­рических наук, этнограф Кимеев, об участии которого было объявлено, приехать не смог.

 «Модератором разгово­ра» была преподаватель НФИ КемГУ кандидат исторических наук Елена Макарчева. Она привела статистические выкладки. В области насчитывается около 100 национально­стей, работает 44 нацио­нальных общественных организации. Шорский и телеутский народы внесены в перечень коренных мало­численных народов РФ, имеют особый статус.

В то же время в регионе число носителей этнической культуры неуклонно снижается, несколько лет назад в Кузбассе жили 12,5 тысяч шорцев, в 2010году – 11 тысяч.

Малочисленные народы ассимилирует «супернарод», по терминологии доцента кафедры русского языка и литературы КузГПА, ведущего специалиста центра языка и культуры народов Сибири Геннадия Косточакова.

— Я родился в посёлке рядом с Междуреченском. Посёлка уже нет, его поглотил город, — говорил Геннадий Васильевич. — Дети из русских семей, живших в национальных посёлках, легко осваивали шорский язык. Говоря по-шорски, они ощущали себя немного шорцами. А вот шорец, не владеющий родным языком, уже не совсем шорец... В аспирантуре у меня был товарищ хакас Белоглазов. Русская фамилия хакаса — пример исторического пути, пройденного народом.

Исчезновение с исторической арены племён, народностей, народов — реальность, с которой надо считаться, убеждён кандидат исторических наук археолог Юрий Ширин.

—          Исходя из своего профессионального опыта, могу сказать: ни одна древняя культура не выжила.      

—        По большому счёту, нет идеи, шагов к объединению, консолидации разных слоев общественности в плане изучения, сохранения культуры, не только шорской, её лучших образцов и объектов, — с горечью заметил Юрий Ширин.

У Аухата Сибиргина другой подход. Потомки древних племён канадских индейцев, по его словам, живут в резервациях и вполне счастливы:

—         Нас учили: резервация — плохо, это форма дискриминации одного народа другим. А я считаю, что резервация помогает сохранить самоценное в малочисленном народе.

Кроме постоянных участников «Серебряного ключа» на заседание по национальному вопросу пришла шор­ская общественность. От фундаменталь­ных вопросов этногенеза, этнического самосознания выступавшие перешли к обсуждению конкретных проблем кон­кретного народа.

—         В настоящий момент решает­ся судьба творческого объединения «Тазыхан», — сообщила председатель Новокузнецкой городской обществен­ной организации «Шория», вице-пре­зидент ассоциации коренных мало­ мало­численных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ Надежда Печенина.

— Объединение строили всем миром, участвовали художники, писатели. В «Тазыхане» работали различные кружки, занимались дети, были результаты.

Всё это наглядно воплощало идею развития современных форм этнической культуры.

Обстоятельства сложились так, что просветительская, воспитательная деятельность «Тазыхана» какое-то время назад была приостановлена. И вот теперь предлагается экспонаты, собранные участниками творческого объединения, передать одному из учреждений культуры, а «Тазыхану» работать под эгидой другого учреждения.

—      Получается, шорцы как бы ни при чём? — вопрошала Печенина. — А почему бы на базе «Тазыхана» не организовать этноцентр шорской культуры? Нам есть что показать и рассказать.

По словам Надежды Михайловны, решение не принято. Обсуждаются варианты, идёт диалог.

—      Надеемся на понимание.

Заметив, что в Новоильинском районе, где находится «Тазыхан», детей и молодёжи много, а учреждений культуры могло бы быть больше, краеведы поддержали предложение шорского сообщества — сохранить объединение.

Всё это наглядно воплощало идею развития современных форм этнической культуры.

В то же время факультет русского языка и литературы КузГПА успешно сотрудничает с педагогами Таштагольского района и села Беково — мест компактного проживания телеутов. О результатах работы по сохранению этничности, которую ведёт центр языка и культуры народов Сибири, рассказала его руководитель доцент кафедры русского языка и литературы Елена Чайковская:

—      Национальная идентичность формируется в семье. Именно в семье воспитывается гордость за принадлежность к своему народу, а это и есть одно из проявлений этнической культуры, национальной самобытности, — говорила Елена Николаевна.

Школы Таштагольского района — единственные образовательные учреждения, в которых преподаётся шорский язык.

Елена Чайковская вручила заведующей отделом краеведения библиотеки Ирине Можаевой два недавних издания — том 1-й «Шорского героического эпоса», вышедший под эгидой Института этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, и самиздатовский стихотворный сборник Геннадия Тайбичакова из Осинников «Для друзей всегда открыта дверь» («Для тех, кто захочет прикоснуться к таланту шорского народа»).

Председатель «Серебряного ключа» Сергей Тивяков подарил библиотеке экземпляр учебного пособия «Историческое краеведение», подготовленного доктором исторических наук преподавателем КузГПА Михаилом Дорофеевым.

Следующее заседание «Серебряного ключа» на тему «Судьбы репрессированных в Кузбассе» состоится 21 февраля.

Фото из архива библиотеки им. Гоголя.

АННА ВЕКШИНА.Газета Новокузнецк, №4 (551) от 24 января 2012г

P.S.  Вопос по судьбе творческого объединения «Тазыхан» решен положительно. Приглашаем к сотрудничеству.

  Надежда Печенина,председатель Новокузнецкой городской обществен­ной рганизации «Шория» .

Если Вы нашли ошибку, выделите ее и нажатие Shift + Enter или нажми здесь, чтобы сообщить нам.