02.08.2013 13:06 В среду 24 июля музей этнографии и природы Горной Шории проводил оригинальный конкурс «День топора». В мастерстве владения инструментом, а также в оригинальности замысла состязались четверо из-вестных в Таштаголе художников.

 В полдень площадка у музея оглашается стуком топоров и рёвом бензопил. Хотя конкурс и назван «Днём топора», допускается применение механического инструмента. Задача участников на первый взгляд проста: изгото-вить свою деревянную скульптуру, уложившись за 5 часов. А в 17.00 итоги этого творческого состязания подведёт жюри. Естественно, в первую очередь ценится замысел и его художественное исполнение.

 Тематика работ – религиозно-мифологическая, это значит, что авторам дан широкий простор для фанта-зии. Каждому из них для работы предоставлено по одинаковому бревну длиной 1,5 метра и диаметром 50 см. Что-то вроде микеланджеловской глыбы, в которой, по словам гения эпохи Возрождения уже заключён шедевр. Осталось лишь отбросить лишнее.

 Наши мастера топора выкладываются изо всех творческих сил. Ведь на кону солидная премия в 10000 рублей, которые получит победитель. А его работа будет установлена рядом с музеем в составе будущей ландшафтно-скульптурной композиции.

 Вот орудует бензопилой резчик по дереву Сергей Челбогашев, которого мы знаем, как автора нескольких фигур снежного человека. И конечно, как участника выставок «Лучшая картина года». Ревёт и визжит инструмент, опилки веером осыпают мастера с головы до ног. Судя по очертаниям, автор вырезает фигуру народного сказителя кайчи.

  Но вот мы видим человека, который полностью соответствует названию и духу конкурса. Художник Александр Пахомов работает над скульптурой исключительно топором. Впрочем, спустя час у него видна скорее заготовка, в которой едва просматриваются контуры сидящего медведя. Однако мастер без устали машет своим то-пором, высекая щепу и будущую скульптуру.

— Мне просто никто не сказал, что можно применять бензопилу, а то бы я захватил, — говорит Александр Максимович.

— Может, не поздно ещё домой съездить, а то ведь не успеете?

— Да никто за пять часов не успеет. И даже остальные со своими пилами не успеют.

 - А что у Вас будет за фигура?

— Я задумывал совсем другое изделие и готовил другие эскизы, но пришлось на ходу всё менять: чурка-заготовка досталась не такая, что я предполагал, так что вариантов нет – приходится исходить из того, что имеем. Будет мед-ведь, а хотел стилизованную птицу с распростёртыми крыльями. Когда-нибудь сделаю – покажу.

 По соседству трудится художник Иван Кудрявцев. Таштагольцам он знаком своей персональной выстав-кой корнепластики в музее этнографии и природы Горной Шории, где представил зрителю причудливых созданий, зачастую созданных самой природой и угаданных автором в узорах на корягах, сплетении корней и веток. Мы виде-ли зверей и человечков, драконов и других сказочных персонажей. Сейчас он создаёт уже нечто более массивное.

— Это будет медвежонок, сидящий на голове лося, — поясняет Иван Кудрявцев, показывая свой эскиз. – Опять же бревно короткое, а я хотел вырезать стилизованную женщину, у которой в утробе находился бы ребёнок.

Инструменты Ивана – бензопила, топор и стамеска. Со лба стекают капли пота – нелёгок труд мастеров по дереву. У каждого из них разная техника и свой подход. Если И. Кудрявцев и А. Пахомов работают с лежащими горизонтально заготовками, то у Сергея Челбогашева и Алексея Кулика брёвна сразу стоят, как будущие скульптуры.

 Художник-керамист Алексей Кулик в Таштаголе недавно, но впервые заявил о себе широкой публике на музейной ночи, где он вёл мастер-класс по изготовлению из керамики уникального духового инструмента – окари-ны. Кружок по керамике он ведёт в доме творчества «Созвездие», у фасада которого в подарок Таштаголу к 50-ле-тию изваял из керамики и установил художественную композицию. Впрочем, мы отвлеклись, посмотрим, чем Алек-сей собирается удивить конкурсное жюри?

— История шорских народов – не настолько хорошо известна, как я думал. Сегодня поинтересовался, какие головные уборы носили шорские женщины в старину, и ничего не узнал, — говорит Алексей Кулик. — Поэтому я сейчас изобра-жаю то, что знаю о шорском народе, суммируя с тем, что сложилось у меня в голове. Это у меня будет Принцесса Солнца.

 Алексей работает цепной электропилой, вот он вырезал по краям изогнутые желоба, из которых аккурат-но вынул сегменты треугольного профиля. Оказывается, из них он для своей принцессы сделает крылья. А пока мы видим лицо, окружённое этническим орнаментом.

 И пока работают мастера, тут же на площади у музея выступает народный хоровой коллектив «Добринки» под руководством Аделины Сафоновой. Над головами нещадно жарит солнце, которое через пару часов уступит место слепому дождю. А время торопит, приближая финал.

 …К пяти часам вечера, как и предрекал А. Пахомов, никто из претендентов готового изделия не представил. Что и не удивительно: вряд ли им приходилось работать наперегонки. А ведь по условиям конкурса победителем призна-ётся тот, кто ближе к завершению своего замысла. И чья работа при этом интереснее и краше. Но вот готовых не оказалось. Возникло недоразумение: куда же девать недоделанную работу, да ещё, не зная, как её завершить без участия автора? Впрочем, организаторы вышли из положения, предложив второй тур конкурса. Победитель, тем не менее, был определён, им назван Алексей Кулик, которому предстоит ещё немного поработать над своей Принцессой Солнца. Как бы то ни было, но самый оригинальный конкурс всё же состоялся, и не беда, что первый блин вы-шел комом – всё новое начинается с трудом.

— Надежда Алексеевна, как возникла идея Дня топора? – спрашиваю директора музея этнографии и природы Горной Шории Надежду Шихалёву.

— У нас в России праздник топора впервые состоялся в Томске в 2007 году. Томичи проводят его и в этом году. На-учный сотрудник нашего музея Светлана Григорьевна Ачулакова выступила с инициативой поддержать их почин и провести подобный праздник у нас.

— Как Вы оцените итоги этого первого конкурса?

— Мне трудно судить, насколько он удачно прошёл, но собрались дети и взрослые, пришли педагоги, в центре вни-мания находились четыре мастера. Надо сказать, они выложились, проявили поразительное трудолюбие, творческое вдохновение. Вообще все их работы подлежат завершению. И мы разделили конкурс на 2 этапа: первый прошёл се-годня, а второй продолжится до середины августа. Но поскольку этот конкурс у нас впервые, мастера должны нас простить за то, что мы, таким образом, изменили его условия. А победитель по-прежнему всего один. Жюри опреде-лило, что это Алексей Кулик, у которого наиболее оригинальная работа. У трёх других конкурсантов были класси-ческие сюжеты, которые они, к сожалению, не успели до конца воплотить.

 Итак, по словам Н.А. Шихалёвой, торжественная передача скульптур должна произойти 17 августа на от-крытии ландшафтно-этнической композиции напротив музея. Победитель получит премию в 10 тысяч рублей, а другие участники – дипломы и поощрительные призы. Вообще, неплохо, что Таштагол перенимает лучшие тради-ции больших городов. Идеи витают в воздухе и до нас тоже долетают.

 В конце 90-х нечто подобное происходило на праздновании Дня города в Новосибирске, но там скульп-торы работали с камнем, а лучшие работы украсили Первомайский сквер в центре города. Надеюсь, у нас приживётся «День топора». Только условия надо ставить более жёстко: оцениваться должна только готовая вещь. Тем более, что она — авторская.

А, лично с моей колокольни, конкурс дал интересный результат. Впервые, наверное, опровергнута извест-ная пословица, которая гласит, что написанное пером не вырубишь топором. В данном случае топором намного сложнее.

Кирилл САЗАНОВ, http://t-kurer.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1476:2013-08-02-06-09-16&catid=1:latest-news

Если Вы нашли ошибку, выделите ее и нажатие Shift + Enter или нажми здесь, чтобы сообщить нам.