«Полёт в вечность» – так называется выставка работ выдающегося мастера резьбы по дереву, художника Якова Пепелова и его учеников, открытая на прошлой неделе в музее этнографии и природы Горной Шории. В этом году мастеру, ушедшему из жизни 23 февраля 2005 года, исполнилось бы 50 лет.
Не видя работ Я.Д. Пепелова, трудно поверить, что такое можно передать в деревянном рельефе, с помощью резца или другого инструмента.

Но вот на панно прекрасная обнажённая девушка держит в руке сорванный одуванчик, пристально смотрит на цветок и, кажется, разговаривает с ним о чём-то неведомом зрителю. Может, о бренности всего сущего? Или о вечном круговороте жизни? Работа так и называется «Девушка с одуванчиком».
А рядом классический библейский сюжет, названный автором «Юдифь» — с двумя женщинами и головой захватчика Олоферна, который больше не угрожает их родному городу. В правой фигуре с кинжалом угадывается сама Юдифь, её самоотверженный подвиг уже свершён, движения неторопливы – спешить более некуда… И всё это легко прочитывается не в живописной работе, а в деревянном резном панно! По словам одного из учеников мастера, вся работа была вырезана обыкновенной стамеской! Вместе с автографом: «Пепелов, 1984». И это лишь две первые работы в экспозиции из 21-й, которые мы можем увидеть в музее. Вообще же рукой мастера созданы работ сотни резных и живописных.
Осиротели
Идя по выставочному залу, работы Пепелова можно рассматривать подолгу, иные разгадывать, словно ребус. Как, например, панно «Осиротели»: многоликая толпа на переднем плане ведёт себя настолько по-разному, что сюжет понятен не сразу. О чём так отчаянно кричит офицер в кителе, спорят и радуются беззубые люди в кепках и телогрейках? Напрашивается исторический момент — смерть Сталина. Разгадку подсказывает младший сын Якова Пепелова Алексей: работа посвящена закрытию колонии в одном из посёлков – предприятия, на котором всё там и держалось. Но какой простор для фантазии зрителя!
И как жаль, что таких работ автор уже не создаст, потому что с его уходом осиротели и мы. Отсюда и слёзы на глазах директора музея Надежды Шихалёвой, и сдержанная атмосфера мероприятия.
— Я уверена, что сегодня никто не останется равнодушным, потому что настоящее искусство впечатляет, — этими словами начинает открытие выставки директор музея этнографии и природы Горной Шории Надежда Алексеевна Шихалёва. – Мы три раза проводили в нашем выставочном зале выставки Пепелова, и даже в глазах людей, далёких от искусства, я видела сдержанный восторг. «Это здорово, потрясающе», — говорили они, а почему, объяснить не могли… С Яковом Дмитриевичем я познакомилась в 1990 г. Здесь, в музее, были стены и строительный мусор, а там, где зал духовной культуры, были только крашеные двери со стеклом, за которыми находился склад с материалами, и там же были работы Якова Пепелова, которые он привёз на выставку.

И кто-то из художников попросил их посмотреть. Мы включили свет, расставили работы, и тот человек произнёс: «У этого художника блестящее будущее!» Эти слова были пророческими. С 1990 по 2004 гг. Яков Пепелов выставлял свои работы на областных, зональных, региональных выставках. В 2003 г. вместе с музеем Яков Дмитриевич возил свои работы в Москву во Всероссийский выставочный центр, где они экспонировались, и в том же году мы повезли его работы на выставку-ярмарку «Свежее искусство Сибири», где были представители Бернской художественной галереи (Швейцария). Они оценили его работы и пригласили его на мировой конкурс резчиков по дереву. Такие приглашения от устроителей конкурса поступали дважды: в 2004 г. и в 2006-м – уже после смерти Я.Д. Пепелова. И ему творить бы и творить, но в его жизни не случилось многого. Остались его последователи, ученики. И сегодня они скажут своё слово и заявят о себе своими работами.
И действительно, среди гостей и участников этого события – презентации выставки – были ученики мастера Вячеслав Кусургашев и Александр Тенешев, специально приехал его учитель – художник из г. Новокузнецка Анатолий Кочкаев, прибыли заместитель главы района по социальным вопросам Лариса Рябченко, заместитель главы района по национальным вопросам Сергей Адыяков.
— Яков Пепелов — это талант, прославивший нашу горношорскую землю за свой сравнительно короткий творческий период, — говорит Л.Н. Рябченко. – Своими работами он прославил наш край, как прославил его своими песнями кайчи Анатолий Тунеков. И огромную благодарность хочется выразить Вам, Надежда Алексеевна, за то, что работы Я.Д. Пепелова находятся не в частных коллекциях, а собраны здесь, в музее, потому что именно Вы популяризируете искусство наших земляков.
Учителя и ученики
Учитель мастера Анатолий Кочкаев вышел к публике не один, а с младшим сыном Якова Пепелова, 12-летним Алексеем: «Я надеюсь, он поднимет флаг отцовский и будет продолжателем…» Каким же помнит Анатолий Михайлович своего ученика?
— Много лет назад Яша учился в техническом училище в Новокузнецке, а я работал в театре Юного зрителя, вёл художественную студию, куда приглашал ребят из училища, — рассказывает А.М. Качкаев. – Я заметил, что этот парень из глубинки отличается от всех своей наклонностью и упорством. Начал с ним конкретно заниматься. Потом его взяли в армию, и там он, несмотря на сложности армейской службы, рисовал карандашом и шариковой ручкой, присылал мне эти рисунки, которые я хранил, чтобы потом с ним заниматься. А когда он вернулся, я помог ему устроиться на завод художником-оформителем. Здесь он начал проявлять своё творчество, читать книги по искусству, знакомиться с городскими художниками. Но… вдруг у него просыпается тяга домой, в Горную Шорию. Я спрашиваю, зачем, ты же там не вырастешь? А он отвечает, что хочет поднять культуру своего народа! И сначала он живёт в Карчите, потом в Усть-Кабырзе, разнообразит своё творчество, строит на слиянии Мрассу и Кабырзы настоящий трёхэтажный терем – он оказался ещё и архитектором. Но судьба приводит его в Шалым, где он устраивает свою мастерскую. А всё это время мы ездили на охоту, рыбалку, шишковать — всю тайгу с ним объездили, и он постоянно рассказывал шорские легенды и сказания. Однажды я увидел у него книгу «Сказки дедушки Шапкая». Я заинтересовался, что это? Он ответил: «Я давно уже пишу эти сказки». Надо выходить на литературное общение, а он стеснительный. Зато пошло у него с резьбой и живописью. В вашем городе им созданы сотни работ! Здесь вы увидите их малую часть. А на руках у людей – его огромное творческое наследие. А когда он стал обращаться в музей к Надежде Алексеевне, я смотрю, у него пошёл творческий прорыв. А когда он съездил в Москву, я, конечно, был за него горд. И вот он ушёл. После я сподобился увидеть его во сне: вокруг него молодёжь, ученики. И я подумал: надо же, там наверху, в параллельных мирах у него тоже учатся! И хочу сказать, что он достоин звания народного художника Шорной Шории.
Итак, у Я.Д. Пепелова сегодня трое учеников: Вячеслав Кусургашев, Александр Тенешев и сын.
Надо сказать, что половина работ на выставке — Александра Тенешева. В честь одной из них — «Полёт в вечность» — и названа вся выставка. И летит по небу всадник на горячем коне, обгоняя диких гусей, а под копытами уж не пыль дорожная, а горные вершины.
Другой ученик – Вячеслав Кусургашев участвует в экспозиции с одной работой – резным панно «Рысь», беря себе в соавторы сына Я.Д. Пепелова Алексея. Может потому их дикая лесная кошка не кажется грозным хищником, а улыбается доброй, почти человеческой улыбкой.
Загадки мастера
Яков Пепелов был художником большим и многогранным. А потому привлекали его самые разнообразные темы. Здесь и сцены охоты, среди которых центральной (просто потому что самой успешной) работой можно назвать «Неудачный выстрел». И образы из мифов и легенд, как, например, резное панно «Хранительница горных долин» или огромный холст «Во владениях чёрной шаманки» — живопись в жанре «фэнтези» с невероятными красками и образами.
Иным, чтобы сделать и десятую долю того, что удалось Якову Пепелову, приходится пройти не одну школу и академию. Где же черпал эти знания и навыки наш выдающийся земляк, которому довелось учиться у единственного наставника? Не зря, видимо, говорят, что настоящий талант – талантлив во всём. Но самым загадочным произведением по праву признан его автопортрет.
Это внушительное панно условно поделено на шесть частей. Внизу и в центре мы видим самого автора. Но как тревожен его взгляд, словно что-то предвидит. И прозрачная тень автора в виде пустого силуэта прорезает полотно фигурой с недоумённо раскинутыми руками. И делит пространство панно на фрагменты: если справа распятие, то слева внизу — символы шаманизма, а над ним – сцена церковного раскола. Где во всём этом позиция автора, куда примкнёт его душа?
Эти загадки сегодня мы вряд ли разгадаем. Остаётся смотреть на работы Я.Д. Пепелова, размышлять о них, и, по возможности, пытаться увидеть в них красоту, которой автор так охотно делился с миром.
Кирилл САЗАНОВ

http://t-kurer.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1020:2013-03-01-07-05-32&catid=1:latest-news