Мы ожидаем от государства демократического справедливого отношения к себе, чтобы учитывались все наши права, как представителей коренных малочисленных народов, но создали ли мы сами у себя демократию? Что мы представляем собой с точки зрения общественного устройства? Может ли человек проявить свою гражданскую позицию как представитель народа в своем (шорском) обществе? Существуют ли для этого необходимые механизмы?

Даже беглого взгляда достаточно, чтобы понять, что абсолютно ничего нет. Нет демократической структуры общества, а следовательно, нет гласности и открытости, не создан механизм, посредством которого народ сам может решать свои экономические и культурные вопросы и быть хозяином своей судьбы.

Что же такое демократия? Демократия – это власть народа. Демократия требует и демократического устройства общества, т.е. такого устройства, при котором власть была бы под контролем народа.

Есть ли у нас (в нашем обществе) такая власть? Ведь «без чёткой организации власти, без строгого определения задач различных органов власти (кто и что должен делать, за что должен отвечать) не будет демократического порядка в обществе. А значит, не будет ни господства права, ни правовых законов, ни нормальной жизни вообще».

Следовательно, для достижения демократического порядка в шорском обществе нужна четкая организация власти, т.е. – структура устройства общества.

Какой должна быть структура, отвечающая необходимым демократическим требованиям? На чем может основываться власть в нашем обществе?

Испокон веков власть основывалась на обычаях (законах), на силе и на авторитете.

Основу власти держащуюся на силе, как не приемлемую для нас, мы сразу должны отринуть. Следовательно, остаются обычаи и авторитет.

«ВЛАСТЬ — это влияние на основе закона или традиции, т.е. нефизическое воздействие, оказываемое на других людей в рамках закона или обычая. Поскольку законный порядок одобряется большинством населения, то любое действие властей надо считать благом для народа, если оно, разумеется, не противоречит закону или обычаю. Когда правительство собирает налоги, то кому-то это не нравится и он старается уклониться. Но большинство населения исправно выполняет свою обязанность, поскольку знает, что на собранные деньги финансируется социальная сфера общества».

Прежде чем говорить о демократическом устройстве общества рассмотрим признаки правового государства: первый признак — верховенство права; второй – незыблемость прав и свобод человека; третий – разделение властей.

Последнее как раз и означает такое устройство государства, когда все органы государства разделены на три ветви власти – законодательную, исполнительную, судебную.

Для чего осуществлено такое разделение властей? «Главная задача разделения властей – исключить монополизацию власти, т.е. захват, сосредоточение ее в одних руках – какого-либо человека (диктатора, вождя) или организации, партии, парламента или правительства».

 Принцип разделения властей заключается в том, чтобы каждая из ветвей власти «взаимно контролировали и сдерживали друг друга. Если же вся власть будет сосредоточена у одного лица или учреждения, свободы не будет, а будет произвол, тирания».

Демократия, по большому счету, — это контроль обществом власти, а власти – возможность разумно управлять.

 Применительно к нам данные признаки могут выглядеть следующим образом: 

Первый признак – верховенство обычая.

Второй – незыблемость прав и свобод человека.

Третий – разделение властей.

 Первый признак заменяется верховенством обычая, два других признака непременно сохраняются.

Каким образом может быть достигнуто демократическое устройство шорского общества или разделение властей?

Только на основе возрождения духовной основы народа, т.е. –  сеока. Как же сосуществовали сеоки между собой у наших предков?

Г.Н.Потанин. «Между родами всегда существует известный антагонизм и соревнование, которое выражается, например, при борьбе, при бегах на лошадях, при добыче зверя, орехов и т.д. Одержавший верх становится предметом гордости целого рода. Впрочем, мне не доводилось ни разу убедиться, чтоб этот антагонизм переходил во вражду между родами. Проявление этого антагонизма лучше всего выражается в тех шуточных или бранных характеристиках, которые сочиняет один род про другой». Действительно, насмешливые поговорки являются своеобразной характеристикой сеока, данной ему другими группами»….

Соперничество-сотрудничество сеоков распространялось на все сферы их существования. Престиж рода защищали в поэтических состязаниях сказители. Вот отрывок из записей А.Калачева… «…На праздниках начинаются интересные состязания певцов «ченежу-кожандарь» — обычай, поразивший меня своей оригинальностью. Друг перед другом садятся два певца «кожанце», принадлежащие к двум разным родам «суокам», и по очереди начинают петь, восхваляя каждый свой «суок», осмеивая противника и род его. Все метче и злее становятся остроты, певцы стараются изо всех сил, сопровождая свое пение игрою на двухструнной балалайке «Кайлаган-абусе», они знают, что за спинами их сидят многочисленные родственники, жадно внимающие каждому их слову, знают, что поражение на этом турнире покроет стыдом весь их род»…Показательно, что здесь интересы каждого рода представляет профессионал. Сказительская, певчая традиция, судя по всему, функционирует как родовой институт.

 Как видим, в самой основе существования сеоков заложено противопоставление их друг другу. Следовательно, тот соревновательный дух, который существовал,  и  послужит основой демократического устройства шорского общества.

Желание каждого сеока быть благороднее, выше и лучше других создаст атмосферу соревновательности и контроля сеоками через своих выборных лиц (паштыков) существующей власти шорского общества. Это очень важно, так как послужит доверием со стороны народа. Доверие есть единственный инвестиционный климат.

Выборные паштыки, которые войдут в состав собрания паштыков, непременно будут отстаивать интересы своего сеока. Контроль каждым паштыком другого, ради интересов своего сеока, исключит почву возникновения нездоровой атмосферы в собрании паштыков – воровства и создания группировок.

Процесс соревновательности – есть основа устройства открытого общества, и почва для появления в народе собственного общественного мнения.

Желание сеока быть лучше других заставит повести борьбу с пьянством и тунеядством. Наведение порядка каждым сеоком внутри себя в конечном итоге приведет к оздоровлению всего народа.

Способ, посредством которого сеоки будут доказывать свое превосходство, – это спорт, всевозможные конкурсы и т.д.

Еще раз необходимо подчеркнуть, что соревновательный дух сеоков – есть основа демократии. Паштыки избираются на два года (собранием сеока) с правом переизбрания на второй срок.

Сеок должен иметь возможность переизбрания паштыка, не дожидаясь окончания срока его полномочий, если паштык не исполняет свои функции.

В Совет входят паштыки избранные на собрании сеоков. Функции Совета – право распоряжения бюджетом. Решение вопросов социального характера.

В состав совета Катчы (образованных людей) автоматически входят люди с высшим образованием. Функции – наблюдательные и совещательные. Решение вопросов касающиеся культуры.

Каан (начальник) должность выборная сроком на 3 года с правом переизбрания на второй срок. Обязательно предусматривается процедура импичмента, чтобы исключить злоупотребление положением в личных, корыстных целях или в интересах исключительно своего сеока. Он гарант демократического устройства общества.

После того, как в обществе будет установлена демократическая структура, когда сеоки наведут порядок у себя, трудоустроят всех своих представителей трудоспособного возраста, когда возродится соревновательный дух между сеоками, тогда можно будет приступать к формированию бюджета.

Бюджет складывается из полуша, который собирают паштыки соблюдая строгую отчетность перед сеоком.

Что такое полуш? Очевидец конца 19 в. писал о шорцах: «Между собой инородцы живут большей частью очень дружно. Помогать (полуш) друг другу, в случае не только крайности, а просто надобности, каждый вменяет себе в обязанность, и эта взаимная помощь возведена в обычай (закон). Обыкновенно, если инородец не имеет достатка, а ему надо жениться, он оповещает об этом своих родных (т.е. сеок), весть об этом разлетается, и к свадьбе новобрачному всякий что-нибудь тащит и везет, и деньги, и скота, и одежду, и съестное, кто что может, сообразуясь со своим достатком. Нигде в такой мере не применяется пословица «с миру по нитке – голому рубашка», как здесь». Это и есть полуш, возведенный в закон!

Собранные деньги (полуш) паштыки вносят на собрании паштыков в «единую кассу», где ими же рассматриваются проекты от сеоков. Выигравший проект финансируется. При рассмотрении паштыками проектов присутствуют (не вмешиваясь) интеллигенция и Каан, где после принятия решения паштыками о финансировании того или иного проекта ставится  подпись всеми присутствующими для избежания всяких нездоровых слухов в народе, ведется строгий отчет участниками проекта перед собранием паштыков.

Единовременный полуш,  от каждого члена сеока, может состоять от 100 рублей до 1000. Следовательно, если фондовый рынок шорского общества Таштаголского района состоит хотя бы из 1000 человек взрослого населения, то ежемесячный полуш, для решения жизненно важных вопросов шорцев (открытия рабочих мест и т.д.) может составлять 1 млн. рублей.

После того, как встанут на ноги предприятия среднего и малого бизнеса единовременный полуш может возрасти, так как помимо отчисления налогов в местный бюджет должен будет производиться полуш в единую кассу.

Что же из себя представляет шорское общество сегодня? Есть отдельные группы со своими интересами. Т.е. наше сегодняшнее устройство по определению более всего подпадает под корпоративное устройство общества. Часто в таком обществе между группами может идти ожесточенная борьба.

Существующие группы в основном возникли на основе кровнородственных связей по женской (материнской) линии (поэтому устройство общества можно отнести и к клановому, хотя это не столь ярко выражено), и блюдут свои интересы. Участвуют в национальных вопросах ровно настолько, насколько это им выгодно.

В отличие от демократического устройства общества при существующем народ не является источником власти и таковым даже не рассматривается. Существующие группы (отдельные семьи) стремятся «облагородить народ», «справедливо устроить» его жизнь, сделать «для народа» и всегда выступают от «имени народа». Сам народ, в лучшем случае, считается «безвинно несчастным», каким-то инфантильным, беспомощным. По этой причине ему отказывается во всём.

При существующем устройстве шорского общества не может быть и речи о доверии со стороны народа. Народ лишен возможности участвовать в решении своих вопросов, а потому безмолвствует, предоставленный самому себе, и не проявляет никакого интереса к общественным делам (что опять же ставится ему в вину). Творческий потенциал народа никак не задействован и, не находя выхода, оборачивается в свою противоположность – губительную пьянку.

До революции предки сегодняшних шорцев платили ясак государству, обирали их свои и чужие купцы, всякие лихие люди, но, тем не менее, народ работал и жил. А сегодня есть все условия работать и жить, а народ безработный и нищенствует. Почему? 

В.Байлагашев, г. Таштагол.