Шорцы – коренной народ юга Западной Сибири. Предки шорцев – древние тюрки, угры, самодийцы, кеты, населяли этот край еще до нашей эры. Основная часть шорцев проживает на юге Кемеровской области в бассейнах рек Кондома, Мрассу и Томь. По данным всероссийской переписи населения 2002 года общая численность шорского населения в целом уменьшилась и составляет 13975 человек, из них в Кемеровской области проживает 11554 человек. (Напомним, что  данным переписи населения 1989г численность шорцев составляла около 16500 человек, из них в Кемеровской области проживало 12500 человек).

Как и любой другой народ, шорцы хотят сохраниться как этнос, сохранить свою самобытную культуру, язык, традиции и обычаи. Хотят сами определять свое развитие, развивать свое самоуправление и не хотят быть ассимилированными другими народами. И шорцы, как народ, имеют на это право. Это гарантируется Конституцией РФ, статья 69, федеральными и региональными законами, касающимися прав коренных малочисленных народов.

Как и у каждого народа, у шорцев на протяжении веков и тысячелетий была создана самобытная национальная культура, которая является частью общечеловеческой культуры. Но сегодня стоит вопрос быть или не быть шорцам как народу, быть или не быть его культуре и языку. Как остановить вымирание шорцев? Это задача всех неравнодушных к судьбе многострадального шорского народа людей, если они еще остались в наше расчетливое время. Когда в конце 80-х – 90-х годов XX века на волне демократических веяний начиналось шорское общественное движение за возрождение народа, масштаб проблем был другой, он был меньше, в 1990 году  лучшие представители создали общественно-политическую организацию – Ассоциацию шорского народа, чтобы донести до власти чаяния шорского народа, чтобы власть наконец, обратила внимание на многочисленные проблемы народа, начала принимать меры по их решению. Работа Ассоциации шорского народа (АШН) шла по разным направлениям социально-экономического развития шорцев в сотрудничестве с органами исполнительной и законодательной власти всех уровней. В результате в местных и областных органах власти появились структуры по решению национальных вопросов, в которых стали работать шорцы, появились депутаты из числа шорцев, стали приниматься и финансироваться, пусть не в полном объеме, программы поддержки коренного населения, были созданы национальные сельские советы в местах компактного проживания коренного народа со своими бюджетами, шорцы были отненсены к малочисленным народам севера и на них начали распространять свое действие федеральная программа поддержки народов Севера.

В городах стали работать кружки по изучению грамматики шорского языка, большую научно-методическую работу по шорскому языку вела кафедра шорского языка и литературы НГПИ,  шла подготовка учителей шорского языка.

Самым массовым народным движением стало движение по возрождению шорской культуры. Во всех городах, где живут шорцы, стали создаваться и успешно работать ансамбли, которые стали центрами шорской культуры. Стали сочиняться новые песни, ставиться танцы, разрабатываться полностью утраченные  национальные костюмы. Появились певцы, художники, поэты и писатели.  О них и их работах знали далеко за пределами области. Ежегодно стали проводиться ставшие традиционными культурные мероприятия местного и областного уровня. С 200года стали возрождаться традиционные верования, восстанавливаться священные места, проводиться обряды, имеющие духовно-сакральный характер.

Велась работа по сбору и изданию богатейшего фольклора. Шорские писатели были приняты в Союз писателей России, начали издавать свои превые книги на шорском и русском языках. Появились  и стали регулярно выходить информационные бюллетени, статьи о шорцах, его культуре в местной и областной прессе. И все это делали лучшие представители шорцев, настоящие энтузиасты и патриоты своего народа.

И все же признавая, что проделана огромная работа многих людей и достигнуто немало, через 20 лет  с момента начала шорского общественного движения за возрождение народа, приходиться констатировать, что шорцы как  народ вымирают. Шорский язык исчезает, кафедра шорского языка в 2010году закрыта, молодежь родного языка не знает, читать шорские книги некому, наступает спад общественной активности шорцев. Принятые федеральные законы  о правах коренных малочисленных народов носят декларативный характер, принимаемые государством меры не эффективны.

Но самая главная причина вымирания в том, что шорцы, живя на своей исконной  земле не чувствуют себя хозяевами своей земли, своей судьбы. На своей родной земле они остаются изгоями, «бедными родственниками» как и двадцать лет назад, потому что Правительство Российской Федерации не разработало механизм передачи коренным малочисленным народам территорий традиционного природопользования для ведения традиционных видов хозяйственной деятельности и традиционного образа жизни, без чего невозможно сохранить ни язык, ни самобытную культуру. И сегодня, очевидно, что вмешательство государства в жизнь коренных малочисленных народов  еще в советское время, отлучение от традиционного уклада жизни, привело к тому, что коренные малочисленные народы, их культура и язык медленно умирают. А ведь каждый народ и его культура — уникальны. Коренные малочисленные народы надо беречь, поскольку известно, что они относятся к самой уязвимой и незащищенной части  человечества. В условиях рыночной экономики без эффективной поддержки государства им не выжить.

Об Ассоциации шорского народа, сегодня после IХ съезда шорского народа, который прошел в апреле 2011года, можно сказать, что главная шорская организация в глубоком упадке и не пользуется  авторитетом.  Многие считают, что избранный Совет АШН и его президент не способны изменить ситуацию к лучшему. Также не изменят жизни и создаваемые в последнее время общины, если их не поддержит государство.

Что же делать? Необходимо обсудить проблему вымирания шорцев научно-практической конференции, чтобы выработать методы и способы сохранения шорцев как этноса. Надо не молчать, а говорить о проблемах и добиваться их решения. Другого пути нет.

Любовь Чульжанова, Член Союза писателей России.
Междуреченск,  10 мая 2011 год