Очевидец конца 19 века писал: «Между собой инородцы живут дружно. Помогать друг другу, в случае не только крайности, а просто надобности, каждый вменяет себе в обязанность, и эта взаимная помощь возведена в обычай. Обыкновенно, если инородец не имеет достатка, а ему надо жениться, он оповещает об этом своих родных и знакомых, весть об этом разлетается, и к свадьбе новобрачному всякий что-нибудь тащит и везёт, и деньги, и скота, и одежду, и съестное, кто что может, сообразуясь со своим достатком. Нигде в такой мере не применяется пословица «с миру по нитке – голому рубашка», как здесь».

Сеоки всегда, для поддержания нравственного состояния и порядка, воспитания подрастающего поколения в гордости и ответственности за свой сеок, соперничали между собой.

«Между родами всегда существует известный антагонизм и соревнование, которое выражается, например, при борьбе, при бегах на лошадях и т.д. (написал Л.Н.Потанин) Одержавший верх становится предметом гордости целого рода. Впрочем, мне не доводилось ни разу убедиться, что б этот антагонизм переходил во вражду между родами…».

Соперничество-сотрудничество родов распространялось на все сферы их существования.

Престиж рода защищали в поэтических сказаниях сказители… «На праздниках начинаются интересные состязания певцов «ченежу-кожандарь» – обычай, поразивший меня своей оригинальностью. Друг перед другом садятся два певца «кожанце», принадлежащие к двум разным родам, и по очереди начинают петь, восхваляя каждый свой род, осмеивая противника и его род. Всё метче и злее становятся остроты, певцы стараются изо всех сил, сопровождая свое пение игрою на двухструйной балалайке «кайлачан-абусе», они знают, что за спинами их сидят многочисленные родственники, жадно внимающие каждому их слову, знают, что поражение на этом турнире покроет стыдом и весь род».

Виктор Байлагашев, писатель, педагог, Таштагол

Если Вы нашли ошибку, выделите ее и нажатие Shift + Enter или нажми здесь, чтобы сообщить нам.