В майские дни в Таштагольском районе проведены 3 обряда: подношение Духу местности (в пос. Кабырза), Духу горы (гора Зеленая), Духам предков (Спасские луга). 

 Для проведения обрядов  члены Совета старейшин пригласили шамана Дамира Толтекова из Астрахани. Более месяца вели с ним переписку по Интернету. На их предложение помочь вспомнить правила проведения родовых обрядов, получили положительный ответ. 

  У нас состоялась интересная встреча с астраханским шаманом Дамиром. Мы задавали ему вопросы, на которые он с удовольствием отвечал.

— С какого времени Вы стали проводить шаманские обряды.

 В 1997 году принял посвящение у Африканских шаманов в Новом Орлеане, так как африканские шама-ны в мире призваны как самые сильные.  Традиционные религия Африки, подобно любым родоплеменным рели-гиям мира, включают в себя тотемизм, фетишизм, анимизм, культ предков. Также я принял посвящение у калмыцких и эвенкийских шаманов. У эвенкийской шаманки тотемным животным оказался медведь, как и у меня. Это очень важно, потому что обмен опытом происходит при условии, если два человека из одного или  дружеского рода, например люди из рода волков не уживаются с людьми из рода медведя – все как в природе. Хотеть быть ш-маном и шаманские задатки это еще не все надо, чтобы Боги выбрали человека. Шамана на его пути подстерегают опасности: он спускается в разные миры, общается с разными Духами.

-Где вы проводите обряды? 

 Моя работа направлена на возрождение шаманских традиций и обычаев. И начал я ее со строительство шаманского храма. Рядом с ним, мы служители храма, установили обоо для проведения обрядов на улице. Обязательно проводим 4 календарных праздника летнее и зимнее солнцестояние, осеннее и весеннее равноденствие. Колем баранов, делаем подношение Кудаю, Умай и Тенгри. Везде и всегда придерживаюсь древним  шаманским традициям. При камлании использую следующие атрибуты: бубен, посох, колокольчик. Делает различные амулеты. При камлании может общаться не только с Духами, но и с Богами.

 3 раза в неделю проводим службы? Читаем молитвы, призываем Богов и Предков, просим их о помощи.  Храм посещают в день около 20 человек. Приходят разные люди, если вижу, что люди пришли из любопытства, рассказываю об обрядах. У кого есть проблемы, провожу обряды. У меня 2 высших образования историческое и медицинское. Когда люди приходят с различными заболеваниями, то в первую очередь ищу причину, а затем ее устраняю:  готовлю отвары и мази, прошу у Богов помощи. Иногда методы лечения вижу во сне, иногда подсказывает сама природа.

— Как выбрать место под храм

На месте нашего храма, когда-то стоял буддийский, т. е это место уже освещенное (намоленное).  А так, обычно храмы или памятные знаки ставятся  на местах, где жили шаманы. Можно реликтовые предметы фотографировать в музеях, ставить дома в рамки и приносить подношения. Разрешается использовать изображения героев эпоса.

— Как шаман (шаман переводится как знающий) можете сказать, какие факторы влияют на продолжи-тельность жизни человека, его благосостояние?

 В первую очередь не надо забывать традиции своего народа. Все войдет в норму, когда будут проводиться родовые обряды. Раньше каждый мог делать домашние и индивидуальные обряды. За годы практики собрал большой материал по традициям и обычаям тюркских народов. Систематизировал и выстроил  в религиозную систему, направленную на выживание и процветание рода, а отсюда и всего народа.

 Горная Шория защищена древними шаманами, если не будите соблюдать традиции они отвернуться от народа, тогда здесь наступит Хаос, а этого допускать ни в коем случае нельзя.   То, что климат  меняется, виноваты люди — много стали брать лишнего, копать в неположенных местах. Есть места пригодные для строительства, и есть которые трогать ни в коем случае нельзя. Все необычные места считаются отмеченными Богом, их трогать строго запрещается.

Восстановить традиции возможно надо только стараться: уметь видеть, слышать и думать. Не зря в шорском языке и других тюркских народов слово Кудай (Бог) состоит из 2-х слов Кут-душа, Ай – месяц, свет.

Светлана Ачулакова. Таштагол