Вносится Правительством Российской Федерации

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы образования, охраны и использования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления ими на этих территориях традиционного природопользования и ведения традиционного образа жизни.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

традиционное природопользование – неистощительное использование природных ресурсов коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее — малочисленные народы Севера) в процессе осуществления исторически сложившихся видов традиционной хозяйственной и иной деятельности для поддержания традиционного образа жизни малочисленных народов Севера и обеспечения их социально-экономического развития, осуществляемое способами, обеспечивающими минимальное воздействие на окружающую среду;

территории традиционного природопользования – участки земли, акватории с особыми условиями использования в пределах мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера, на которых располагаются природные комплексы и объекты, используемые при осуществлении традиционного природопользования;

традиционный образ жизни – исторически сложившийся способ жизнеобеспечения малочисленных народов Севера, основанный на историческом опыте их предков в области природопользования, самобытной социальной организации проживания, самобытной культуры, сохранения обычаев и верований;

обычаи малочисленных народов Севера – традиционно сложившиеся и широко применяемые данными народами правила осуществления традиционного природопользования и ведения традиционного образа жизни;

традиционная хозяйственная деятельность – создание (в т.ч. производство) малочисленными народами Севера материальных благ для собственных нужд или реализации при осуществлении природопользования;

иная традиционная деятельность – деятельность, обусловленная традиционным образом жизни малочисленных народов Севера, не связанная с созданием материальных благ при осуществлении  природопользования (осуществление религиозной деятельности, создание культовых сооружений, мест захоронений, др.);

представители других этнических общностей – представители этнических общностей, не относящиеся к малочисленным народам Севера, но постоянно проживающие в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера, исторически осуществляющие традиционное природопользование и ведущие традиционный образ жизни;

объединения малочисленных народов Севера — некоммерческие и коммерческие организации малочисленных народов Севера, созданные в любых организационно-правовых формах (общины, артели, др.), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является социально-экономическое и культурное развитие малочисленных народов Севера, защита их исконной среды обитания, осуществление традиционного природопользования, поддержание традиционных образа жизни, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 2. Правовое регулирование отношений в сфере образования, охраны и использования территорий традиционного природопользования

Правовое регулирование отношений в сфере образования территорий традиционного природопользования осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правовое регулирование отношений в сфере охраны и использования территорий традиционного природопользования осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о территориях традиционного природопользования, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Глава II. Образование территорий традиционного природопользования

Статья 3. Задачи территорий традиционного природопользования

На территории традиционного природопользования возлагаются следующие задачи:

защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов Севера;

обеспечение устойчивого развития малочисленных народов Севера, включая доступ к возобновляемым природным ресурсам;

сохранение культурного наследия малочисленных народов Севера;

сохранение на территориях традиционного природопользования биологического разнообразия.

Статья 4. Порядок образования территорий традиционного природопользования

Образование территорий традиционного природопользования может быть инициировано органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления или объединениями малочисленных народов Севера путем направления обоснованных предложений в высший исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

На основании поступивших предложений высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивает отражение развития и размещения территорий традиционного природопользования в схемах территориального планирования субъектов Российской Федерации при их подготовке (применительно ко всей территории субъекта Российской Федерации или к ее частям) либо путем внесения изменений в них.

Подготовка схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, их согласование и утверждение, внесение изменений в них осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ.

Состав, объем и детальность инженерных изысканий для обоснования подготовки схем территориального планирования субъектов Российской Федерации или внесения изменений в них в части отражения развития и размещения территорий традиционного природопользования определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере защиты прав малочисленных народов Севера (далее – уполномоченный федеральный орган).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с планами реализации схем территориального планирования субъектов Российской Федерации направляют в уполномоченный федеральный орган предложения по образованию территорий традиционного природопользования с приложением проекта положения о территории традиционного природопользования, обоснования границ в текстовой форме и в виде карт.

Структура и содержание примерного положения о территории традиционного природопользования, отражающего ее внутреннее функциональное устройство, особые условия использования этой территории, включая специальные требования к параметрам хозяйственной деятельности, в том числе традиционной, утверждается уполномоченным федеральным органом.

Уполномоченный федеральный орган подготавливает проект правового акта Правительства Российской Федерации об образовании территории традиционного природопользования и об утверждении ее границ, организует его согласование с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и вносит его в Правительство Российской Федерации в установленном порядке.

Участники процесса образования территории традиционного природопользования на всех его стадиях обеспечивают взаимодействие с объединениями малочисленных народов Севера.

Уполномоченный федеральный орган в трехмесячный срок после принятия указанного акта Правительством Российской Федерации утверждает положение о территории традиционного природопользования и информирует население о ее образовании.

Наличие территорий традиционного природопользования и перспективы их развития и размещения учитываются при подготовке документов территориального планирования, лесного планирования, разработке землеустроительной документации, схем комплексного использования и охраны водных объектов, правил землепользования и застройки.

Статья 5. Размеры территорий традиционного природопользования

Размеры территорий традиционного природопользования определяются с учетом необходимости:

осуществления лицами, относящимися к малочисленным народам Севера, их объединениями, представителями других этнических общностей традиционного природопользования, традиционной хозяйственной и иной деятельности;

ведения традиционного образа жизни малочисленных народов Севера и обеспечения их социально-экономического развития;

поддержания на территориях традиционного природопользования необходимого объема природных ресурсов, используемых при осуществлении традиционного природопользования;

сохранения на территориях традиционного природопользования биологического разнообразия;

сохранения и развития исторически сложившихся социальных, трудовых и культурных связей лиц, относящихся к малочисленным народам Севера, другим этническим общностям;

сохранения объектов культурного наследия малочисленных народов Севера, других этнических общностей;

наличия резерва территорий для будущих поколений.

Статья 6. Функциональное устройство территорий традиционного природопользования

Внутреннее функциональное устройство территорий традиционного природопользования закрепляется в положениях о них.

На территориях традиционного природопользования могут выделяться части различного функционального назначения:

населенные пункты, в том числе имеющие временное значение и непостоянный состав населения, отдельно стоящие стационарные жилища, стойбища, стоянки оленеводов, охотников, рыболовов;

земельные участки и акватории, либо их части, используемые для осуществления традиционного природопользования, традиционной хозяйственной и иной деятельности и ведения традиционного образа жизни, в том числе оленьи пастбища, охотничьи и иные угодья, участки для осуществления рыболовства, собирательства;

места древних поселений и места захоронений предков и иные объекты, имеющие культурную, историческую, религиозную ценность, объекты культурного наследия, в том числе культовые сооружения;

иные части территорий традиционного природопользования, предусмотренные положениями о территориях традиционного природопользования, в том числе сочетающие несколько функций.

Статья 7. Изменение границ территорий традиционного природопользования

Изменение границ территории традиционного природопользования и исключение соответствующих земельных участков, акваторий из территории традиционного природопользования допускается в следующих исключительных случаях:

утрата природными объектами, расположенными в границах территории традиционного природопользования, своих естественных свойств (деградация почв, вод и т.п.);

объявление отдельных участков территории традиционного природопользования зоной экологического бедствия при наличии необратимых экологически негативных последствий;

изъятие расположенных в границах территории традиционного природопользования земельных участков (или обособленных водных объектов) у собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов для государственных или муниципальных нужд.

Изменение границ территорий традиционного природопользования производится в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для образования таких территорий.

При этом в состав территорий традиционного природопользования могут быть включены равноценные земельные участки, акватории и другие природные объекты.

Глава III. Правовой режим территорий традиционного природопользования и контроль за его соблюдением

Статья 8. Правовой режим охраны территорий традиционного природопользования

Правовой режим территорий традиционного природопользования определяется особыми условиями их использования и охраны и отражается в положениях о них, утверждаемых уполномоченным федеральным органом.

Территории традиционного природопользования образуются на землях различных категорий в пределах мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера.

Включение земельных участков в границы территорий традиционного природопользования не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

В границах территорий традиционного природопользования допускается хозяйственная деятельность субъектов, не относящихся к малочисленным народам Севера и другим этническим общностям, если эта деятельность не противоречит целям настоящего Федерального закона и задачам образования территорий традиционного природопользования.

В границах территорий традиционного природопользования запрещается любая деятельность, которая может нанести невосполнимый ущерб исконной среде обитания малочисленных народов Севера, биологическому разнообразию, природным ресурсам, необходимым для осуществления традиционного природопользования.

При определении правового режима охраны территорий традиционного природопользования учитывается их внутреннее функциональное устройство, степень сохранности природных комплексов и природных объектов, ресурсная обеспеченность, исторически сложившиеся виды традиционной хозяйственной и иной деятельности, культурная и историческая ценность объектов (памятников) истории и культуры малочисленных народов Севера и иные факторы.

В положении о территории традиционного природопользования указываются:

— характеристики природных комплексов и природных объектов или параметров природных процессов, которые не могут быть нарушены никакими видами хозяйственной деятельности, включая традиционные;

— специальные требования к параметрам хозяйственной деятельности, в том числе традиционной, ее сезонной и временной ритмики, уровню ее воздействий (механических, физических, химических, биологических) на окружающую среду, включая животный и растительный мир;

— специальные требования к параметрам зданий и сооружений, технологии их строительства и режиму функционирования;

— специальные требования к правилам и режиму использования транспортных средств, их техническим характеристикам;

— специальные требования к правилам и режиму пребывания в границах территорий традиционного природопользования людей, использованию ими собак, иных домашних или прирученных животных, обеспечению пожарной безопасности.

При определении особых условий использования территорий традиционного природопользования могут учитываться обычаи малочисленных народов, традиционные знания этих народов и других этнических общностей.

Статья 9. Особенности использования природных ресурсов в границах территорий традиционного природопользования

Использование возобновляемых природных ресурсов при осуществлении традиционной хозяйственной деятельности для обеспечения ведения традиционного образа жизни в границах территорий традиционного природопользования осуществляется лицами, относящимися к малочисленным народам Севера, их объединениями и представителями других этнических общностей в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом признания значения земли, других природных ресурсов, включая биологические, и благоприятной окружающей природной среды как основы традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера и других групп населения Российской Федерации, исторически осуществляющих традиционное природопользование.

Лица, относящиеся к малочисленным народам Севера, и их объединения вправе безвозмездно осуществлять заготовку древесины для собственных нужд и пользоваться для собственных нужд общераспространенными полезными ископаемыми, находящимися в границах территорий традиционного природопользования.

Лицам, относящимся к малочисленным народам Севера, и их объединениям право пользования природными объектами и природными ресурсами для осуществления традиционного природопользования в границах территорий традиционного природопользования предоставляется в приоритетном порядке на основании решений соответствующих федеральных органов исполнительной власти либо органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Ограничение прав собственников, пользователей, владельцев, арендаторов земельных участков, акваторий и других природных объектов в границах территорий традиционного природопользования производится на основании настоящего Федерального закона, земельного, водного, лесного и иного действующего законодательства.

Статья 10. Контроль за соблюдением правового режима территорий традиционного природопользования

Государственный контроль за соблюдением правового режима территорий традиционного природопользования обеспечивается федеральными органами исполнительной власти, в том числе осуществляющими государственный контроль в области охраны окружающей среды и природопользования, охраны культурного наследия и их территориальными органами, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их полномочиями.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении контроля за соблюдением правового режима территорий традиционного природопользования обеспечивают взаимодействие с объединениями малочисленных народов Севера.

Муниципальный контроль за использованием земельных, лесных и иных ресурсов осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Для мониторинга и общественного контроля за соблюдением правового режима территорий традиционного природопользования могут создаваться общественные советы территорий традиционного природопользования с участием представителей малочисленных народов Севера и их объединений.

Глава IV. Охрана окружающей среды и сохранение объектов культурного наследия в границах территорий традиционного природопользования

Статья 11. Охрана окружающей среды в границах территорий традиционного природопользования

Охрана окружающей среды в границах территорий традиционного природопользования – деятельность, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий, обеспечиваемая федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В соответствии с действующим законодательством к охране окружающей среды в границах территорий традиционного природопользования могут привлекаться лица, относящиеся к малочисленным народам Севера, их объединения, представители других этнических общностей, иные юридические и физические лица.

Статья 12. Сохранение объектов культурного наследия в границах территорий традиционного природопользования

Объекты культурного наследия в границах территорий традиционного природопользования (древние поселения, другие памятники истории и культуры, культовые сооружения, места захоронения предков и иные имеющие историческую и культурную ценность объекты) могут использоваться только в соответствии с действующим законодательством.

Научные или иные изыскания в отношении объектов культурного наследия в границах территорий традиционного природопользования проводятся, если указанная деятельность не нарушает правовой режим территорий традиционного природопользования.

Глава V. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

Статья 13. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

Лица, нарушающие настоящий Федеральный закон, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава VI. Заключительные положения

Статья 14. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 15. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Субъектам Российской Федерации в течение шести месяцев привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент Российской Федерации  Д. Медведев

Сайт Министерства регионального развития Российской Федерации http://www.minregion.ru/documents/draft_documents/358.html

Если Вы нашли ошибку, выделите ее и нажатие Shift + Enter или нажми здесь, чтобы сообщить нам.